• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ленин и дети

В этом году практически незамеченной осталась годовщина со дня рождения Владимира Ленина. В советское время «22 апреля» стало бы темой номер один для всех. Сегодня же многие молодые люди просто не знают, кто такой Ленин. Это не предположение, а реальный факт: мы получили такие данные, проводя исследование в рамках международного проекта по изучению исторической памяти молодежи «MYPLACE»

Автор - Елена Омельченко, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

В этом году практически незамеченной осталась годовщина со дня рождения Владимира Ленина. В советское время «22 апреля» стало бы темой номер один для всех. Сегодня же многие молодые люди просто не знают, кто такой Ленин. Это не предположение, а реальный факт: мы получили такие данные, проводя исследование в рамках международного проекта по изучению исторической памяти молодежи «MYPLACE» («Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие»).

Исследование проводится в 14-ти европейских странах, в биографии которых есть «темные пятна» тоталитаризма. Основная задача проекта – понять, какие исторические даты, герои, личности и идеи актуальны для политических, научных и медийных дискуссий, и в каком виде они присутствуют  в повседневной практике и риторике молодежи, которую мы изучаем. То есть, как молодые люди определяют для себя категории «гражданственность», «национальная идентичность», «патриотизм», что они считают в истории своей страны ошибками, а что предметом гордости. Данные о настроениях российской молодежи мы сможем сравнить с аналогичными идеями и ценностями, высказанными молодыми людьми в других странах.

Мы заметили, что специфической чертой исторической памяти российской молодежи является большая противоречивость интерпретаций самых, казалось бы, очевидных событий и «запутанность» в ключевых моментах истории. Утверждение о том, что победа в Великой Отечественной Войне – это личная заслуга Сталина может соседствовать с жесткой критикой его режима или наличием семейного опыта репрессий.  

Формальное историческое образование оказывается недостаточным, неполноценным и даже ущербным, представления об истории страны мифологизированы, нагружены спекуляциями и в малой степени опираются на документальные факты. Может быть, в том, что память о Ленине практически стерта сегодня, есть и позитивный момент: вытесняется память о негативных периодах в истории России, но все-таки – это, действительно, личность, ключевая фигура, важная для ее понимания. В нашей анкете и интервью есть вопросы, касающиеся истории европейских стран, и здесь мы сталкиваемся с еще большим вакуумом. То есть, если  у молодежи есть какие-то знания российской истории, хотя и очень противоречивые и фрагментарные, то «иностранная» история им знакома и того меньше.

Но, тем не менее, что очень радует, есть молодежь, вовлеченная в политические и гражданские активности, самостоятельно и инициативно подходящие к вопросу исторического самообразования. В связи с этим можно говорить об индивидуализации исторической памяти. На фоне растущего недоверия к политическим структурам и СМИ, все сведения, в основном, черпаются из Интернета, который дает доступ к разным источникам информации. Проанализировав несколько точек зрения на одно и то же событие, человек может выбрать для себя одну, наиболее подходящую, и принять ее или «сгенерировать»  новую.

Одной из причин образования «информационной каши» в юных головах является резкая смена политических режимов. С одной стороны, происходит трансформация советского общества,  а, с другой - происходит прямое обращение к советскому опыту: возрождение патриотического воспитания, военной подготовки в школах, возврат к урокам труда – все это говорит о том, что опыт молодежного строительства, формирования определенного взгляда на историю в каком-то виде возвращается. Это несет еще большую сложность в отношениях современной молодежи с историей страны.

Опубликовано 26.04.13 в «Деловом Петербурге»