• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Необходимо не притворяться хорошим, а действительно быть хорошим специалистом

Анатолий Чекаленко родился в Республике Молдова и поступил в бакалавриат Вышки на специальность «Политология». Потом он продолжил обучение в магистратуре в Питерской Вышке на программе «Бизнес и политика в современной Азии». Сейчас Анатолий учится в аспирантуре нашего кампуса, преподает, а также работает ESG-специалистом в компании «Деловые решения и технологии» (ранее — Deloitte). Поговорили с аспирантом об учебе и работе.

Необходимо не притворяться хорошим, а действительно быть хорошим специалистом

Анатолий Чекаленко

Почему вы выбрали именно программу «Бизнес и политика в современной Азии»?

В бакалавриате я занимался исследованиями региональных интеграций, и в рамках программы мы изучали политологию лишь на примере стран Европы. Однако после бакалавриата мне захотелось понять, как работают региональные интеграции в странах Азии. Помимо этого, у меня было желание попробовать себя в бизнесе после опыта работы в государственном секторе. Поэтомупо совету своего преподавателя Сергея Владимировича Акопова я решил поступить на магистерскую программу «Бизнес и политика в современной Азии».

Что полезного Вы получили благодаря программе «Бизнес и политика в современной Азии»?

Я изначально пошел по академической траектории, собираясь заниматься лишь политологией, однако на самом деле программа дала возможность уйти далеко за рамки изучения исключительно политики. Многие курсы оказали большое влияние на мое профессиональное и личностное развитие. Например, информация, полученная на предметах «Введение в специальность» и «Введение в исследования стран АСЕАН» помогли мне посмотреть на то, что я исследовал до этого с другой перспективы. Изучая страны АСЕАН и их интеграцию, я увидел разницу в процессах со странами Европы. Курс по кросс-культурной коммуникации Валентины Сергеевны Морозовой помог не только изучить другие культуры, но и свою, поскольку через понимание иной этнопсихологии, ты начинаешь лучше понимать себя.

Еще у нас был преподаватель Сергей Алексеевич Колесниченко, у которого была коронная фраза: «Вы должны знать свою unique selling proposition». Сначала мне казалось, что это достаточно банально и очевидно, однако после выпуска я начал задумываться, что делать дальше и для чего. Тогда Сергей Владимирович Акопов посоветовал мне очень интересную книгу Толле Экхарта «Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели», которая помогла мне понять, зачем я вообще занимаюсь академической деятельностью. Данная книга не о науке, а о познании самого себя, своей личности и целях. Тогда я и вспомнил фразу Сергея Алексеевича, поняв, что занимаюсь академической деятельностью не для того, чтобы что-то кому-то доказать или самоутвердиться, а потому, что это действительно то, что мне нравится и в чем я силен. У Макса Вебера, кстати, есть статья «Политика как призвание и профессия», которая мне тоже помогла переосмыслить эти моменты.

Кто вдохновил вас на академический путь?

Моим научным руководителем в бакалавриате была Ирина Марковна Бусыгина, и она же вдохновила меня пойти в магистратуру. Благодаря ей я смог поверить в себя, потому что аспирантура всегда казалась мне чем-то недостижимым, однако Ирина Марковна мотивировала меня не сдаваться и логично продолжить начатый путь. В итоге мой путь выглядит так: я изучил сначала, как работают интеграционные процессы в европейских странах, затем в азиатских, а в рамках аспирантуры я пытаюсь понять, почему иногда они не работают так, как надо. Поэтому сейчас я пишу диссертацию на тему: “Факторы «демократического дефицита» в системе многоуровневого управления ЕС”.

Ваши карьерные планы, которые Вы изначально строили, поменялись под конец обучения?

Как я уже сказал, я изначально был нацелен на академическую карьеру, поэтому еще в магистратуре понимал, что я пойду дальше в аспирантуру и буду развиваться в данном направлении. Здесь все идет по плану.

С карьерным развитием в бизнес-сфере мне во многом помогла Людмила Сергеевна Веселова, благодаря которой я попал на практику в Российско-китайский бизнес-парк. Несмотря на то, что я попал в “ковидный” год, и мероприятий было не так много, я все равно получил обширный опыт и понял, как работает бизнес в Азии. За время практики я научился выстраивать стратегии выхода компаний на китайский рынок и в Особых Экономических Зонах, а также делать маркетинговые презентации. Это все было безумно интересно, потому что даже цветовые решения играют роль, и то, что работает, например, в скандинавских странах, может не сработать в азиатских. Более того, я очень многому научился в рамках коммуникации с представителями бизнеса в Китае, в частности, увидел различие культур и подходов к решению задач.

На данный момент, работая в компании “большой четверки” с азиатским направлением, которое сегодня в России набирает популярность, я постоянно использую знания и навыки, полученные за время обучения на программе. Например, сейчас я занимаюсь исследованием рынков Азии и замечаю, что мне это проще дается, чем многим моим коллегам, у которых нет востоковедческой базы и понимания, как работают многие механизмы в данном регионе. Меня также не пугает работа с большим объемом данных, потому что в Вышке в рамках обучения я также сталкивался с большим количеством разнородной информации: сегодня это банкинг в странах Ближнего Востока, завтра это политические теории, потом методология и кросс-культурная коммуникация — все это научило меня быстро реагировать и адаптироваться, а также оперативно искать информацию.

Как вы попали на нынешнее место работы?

После магистратуры я поступил в аспирантуру и спустя год пошел работать в аналитическое агентство “INFOLine”, где занимался маркетинговой аналитикой. Благодаря диплому программы «Бизнес и политика в современной Азии» и опыту в Российско-китайском бизнес-парке меня приняли, чего не случилось бы с исключительно академическим опытом. Затем я пошел на собеседование в Deloitte, где сделал упор на свои аналитические навыки и знания в сфере ESG. Сейчас в принципе мало ESG специалистов, а в Азии данная повестка только начинает набирать обороты, поэтому на меня обратили внимание в том числе и как на дипломированного специалиста-востоковеда.

На собеседовании мне также давали решать кейсы и проверяли знание Excel: формулы, макросы — это я уже изучал самостоятельно. На самом деле, многие считают, что все знание даст тебе программа вуза, но необходимо также уделять пристальное внимание самообразованию, и как раз университет дает прекрасных преподавателей, открытых для ваших вопросов и всегда готовых помочь. Главное не бояться и не стесняться спрашивать.

Рассматриваете ли вы работу в бизнесе, или хотите остаться работать в академической среде?

Я планирую и в дальнейшем идти по двум трекам, так как когда я пробовал развиваться только в академическом направлении, мне как будто чего-то не хватало. Хотелось “пощупать”, увидеть результат сразу, в науке это обычно происходит через написание статей, но занимает намного больше времени. К тому же, мне интересно выполнять разнообразные задания: в бизнес сфере это больше прикладные задачи — нефинансовый отчет, аудит, презентация, а в науке это более творческие исследовательские процессы.

Как вам удается совмещать два трека — академический и коммерческий? Это строгий тайм-менеджмент?

Секрета тут никакого нет, главное – это грамотное распределение времени и четкое следование плану. Днем я работаю, по вечерам преподаю, а все свободное от работы время уделяю непосредственно учебе и своему научному исследованию.

Я считаю, что успевает меньше тот, кто меньше делает, а если у тебя есть четкий план, то ты понимаешь, что если сегодня этого не сделаешь, то нарушится вся цепочка действий, и это подстегивает решать проблемы не откладывая.

Что вы можете посоветовать тем, кто еще сомневается в выборе карьерного пути?

Самое главное – не бояться рисковать, потому что, например, для меня Deloitte был неким риском: у меня не было образования ни аудита, ни консалтинга, но я все равно решился туда пойти. Также я работал в одной компании и понял, что мне там не нравится, и в этом нет ничего такого, ведь именно сейчас у вас есть временной ресурс, чтобы пробовать и искать то, что вам нравится.

Например, вы пришли на собеседование в компанию, провалили интервью — не надо опускать руки, пройдите десять собеседований, это тоже своего рода опыт, потому что если на прошлом собеседовании вы не ответили на какой-то вопрос, то в следующий раз вы подготовите на него ответ. Например, я пробовал устроиться в одну из компаний “Большой четверки” — мне отказали. Потом я пришел в Deloitte — и меня тоже сначала не взяли. Я вернулся к ним через полгода и меня приняли, потому что помимо моих навыков и знаний, оценили мое рвение к ним попасть.

И никогда не думайте, что образование каким-то образом ограничивает выбор вашей карьеры. Образование — это всего лишь база, которая развивает ваши hard и soft skills. Причем на работе вы и так изучите hard skills в процессе, поэтому намного важнее развивать soft skills, которые помогут быстрее адаптироваться. Не помещайте себя в рамки, потому что, как написано в выше упомянутой мной книге, любой опыт это опыт и каждый опыт полезен по-своему.