• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий дом человека

26 марта на мастер-классе Президентской программы «Управление образованием как инновационным ресурсом общества» выступил Денис Котов – основатель и генеральный директор книготорговой сети «Буквоед».

26 марта на мастер-классе Президентской программы «Управление образованием как инновационным ресурсом общества» выступил Денис Котов – основатель и генеральный директор книготорговой сети «Буквоед».

Слушатели послушали от первого лица принципы построения интеллектуальной (во всех аспектах – от миссии до системы найма персонала) организации.

Свою презентацию Д.А. Котов начал с представления истории зарождения и развития компании и своего управленческого опыта. После банкротства последнего крупного конкурента на издательском рынке, сеть Буквоед, которая работает в различных регионах России под несколькими брендами, оказалась на позиции единственного лидера (одного из последних игроков) на рынке. В Санкт-Петербурге сеть насчитывает более 55 магазинов в разных форматах, но сотрудники каждого из них преследуют одну цель – вернуть людям интерес к книгам, создать общество настоящих компетентов.

 

Ни для кого не секрет, что интерес к чтению в обществе существенно снизился. Как можно вернуть школьникам, студентам, да и многим взрослым интерес к книгам?

 

«Мы исповедуем идеологию лучшей мысли у человека. Представьте себе, что книги – это воплощенные мысли великих учителей. Книжное дело в этом контексте управляет организованной частью самосознания общества. Если человек хочет стать компетентом, то ему необходимо знакомиться с мыслями других компетентов. Такая смена позиционирования книги вполне может стать решением проблемы. Я часто говорю, что Буквоед – это сеть спортивных магазинов. Мы продаем тренажеры по формированию самостоятельного образа мышления, учим людей мыслить структурно, формировать свою траекторию личностного развития».

 

Сейчас очень популярны общественные проекты «100 лучших фильмов», «100 лучших книг о русской душе»,  с которыми предлагают ознакомиться кругу широкой публики. Как Вы думаете, помогают ли они в задаче повышения интереса к чтению?

«На самом деле я считаю, что это вполне может стать локомотивов вывода интереса к чтению. Эти списки представляют небольшую выборку лучших текстов, которые позволяют любому человеку совершить достаточно глубокое погружение в русскую культуру. Если современный школьник прочитает хотя бы 60% книг из этого списка, он уже будет более подготовленным к тому миру, который его ожидает после выпуска. Мы активно ратуем за идею того, что эти списки необходимо регулярно обновлять и более активно представлять на телевидении и в прессе. Чем больше будет ротация данного документа, тем больше шансов, что лучшая мысль найдет своих читателей».

 

Электронные устройства (планшеты, «читалки»), Интернет серьезно изменили пространство книжной отрасли. Как можно формировать культуру чтения в таком информационном пространстве?

«Книжная культура должна процветать в самом коллективе для того, чтобы ее стали разделять все больше участников. Можно привести аналогию с культурой потребления алкоголя («Третьим будешь?»). Пока мы точно видим, что ориентация человека в книжном пространстве, его книжная культура потеряна. И тот формат предоставления книг – библиотеки с крайне ограниченными возможностями доступа – который распространен в нашей стране не способствует улучшению ситуации. Если мы говорим о школьниках, то возможность самостоятельного выбора, свободного круглосуточного доступа к интересующим книгам является ключевым моментом. Есть пока точечные примеры решений: так, в одной из школ организовали систему буккроссинга в столовой. Каждый пользователь может оставить свою книгу для других и при этом сам выбрать для чтения любую из уже оставленных добровольцами книг. Открытое пространство столовой способствует очень высокой популярности этого проекта  - школьники с интересом знакомятся с книгами и потом уже сами приносят новые книги другим ребятам».

 

Вы говорили, что мир меняют сами люди и никто, кроме нас самих, ничего изменять не будет. А есть ли какое-то четкое видение того, как именно должен меняться человек ?

«Считаю, что для решения большей части окружающих проблем человек должен развивать в себе 3 компетенции:

·         Управленческая компетентность. Это то, чего не хватает большей части моих сотрудников (особенно в момент первой встречи – трудоустройства на работе). Мы живем в культуре делегирования управления своей жизнью внешней среде, где всегда ответственен кто-либо еще кроме нас. А как в такой ситуации стремиться управлять еще какими-то проблемами, если мы не умеем управлять собой? Следующие книги мне представляются особенно ценными для развития этой компетенции: В. Тарасов и его учение об управленческой борьбе и героях, С. Кови и его 7(уже 8) навыков высокоэффективных людей, И. Адизес и его модели жизненных циклов, также книги о Достаточно общей теории управления.

·         Разведывательная и исследовательская компетентность. Я  с удивлением обнаружил, что немногие люди действительно умеют правильно формулировать проблемы, образовательные установки и искать для них решение. Иногда кажется, что многие мои сотрудники говорят на «абырвалге» и  не способны донести описание проекта доступным для понимания языком. Мы владеем совершенно уникальной фабрикой русского языка, но только продукции качественной на выходе не получаем. Знание языка с детства – больше не гарантия умения им пользоваться. Все это – следствия недостатка разведывательных навыков, умения установить точное положение вещей. Для разведчика в армии цена ошибки – смерть, так почему же обычные люди не ценят важность этого качества? Человек должен уметь точно ставить перед собой цели, знать о своих способностях работы с информацией хотя бы самые базовые вещи (как работает наш мозг, как происходит передача импульсов и т.д.). Только в этом случае мы можем сформировать свой подход к книжному массиву: как выбирать книги «по уму» и «по сердцу», как получить от них максимальную отдачу.

·         Творческая компетентность. Важно понимать, как работает сознание и мышление людей, которых мы считаем творческими компетентами. Они могут моделировать ситуации, анализировать обстановку и делать умозрительные заключения и, самое важное, умеют работать проектно. Последний навык позволяет решать задачи любого масштаба. Именно поэтому мы пытаемся донести до наших сотрудников важность проектного, творческого отношения к работе. Если подумать, то любой продавец Буквоеда в зале при своем желании может обучиться и работе психолога (библиотерапевта), и менеджера, и кассира, и социолога, и мерчендайзера, и даже писателя. Достаточно поменять свое отношение к проектной работе и стремиться к саморазвитию в любой точке сборки».

 

Есть и неудобный вопрос – столько идет информации о том, как персонал Буквоеда стремится к саморазвитию, ориентируется на запросы потребителей. В стратегическом апексе все звучит хорошо, но почему компания так часто совершает тактические ошибки – мы можем не найти сотрудника в торговом зале, на сайте много ошибок в описании товаров, телефонная линия занята…

 

«Да, реальность может отличаться от желаемого образа. Во многом потому, что новое видение корпоративной обучающейся культуры мы окончательно сформулировали только 2 года назад и сейчас пытаемся сделать его основой наших решений. Наши сотрудники – это думающие «книжники», приверженцы одной стихии – интереса к книгам, независимо от отдела. Но найти таких сотрудников для всех функциональных служб сложно, а с некнижным, например, программистом обсуждать и разрабатывать сайт гораздо сложнее. Он не понимает того, какие характеристики описания книги действительно важны, как удобнее оформить ценники на больших изданиях. Обучение таких специалистов – это долговременный процесс, над которым мы работаем».

 

Как ваша компания выживает на рынке, который практически потерял доверие инвесторов и не демонстрирует положительной динамики объема продаж? Вы остались, наверно, единственным федеральным игроком и пытаетесь как-то бороться с давлением новых электронных устройств и постоянно возрастающих цен на книги?

«Стоимость книги сейчас складывается из следующих компонентов – 20% идет на оплату аренды помещения, еще 50% - это себестоимость книг, остается около 25% на выплату налогов, зарплаты и административных издержек. Чистая прибыль  в отрасли не превышает 3-4% выручки, поэтому ожидать снижения цен в ближайшие годы  я бы не рекомендовал. Моя идея в отношении цены крайне проста – на 300 рублей можно купить торт, а можно купить книгу…Вопрос только в том, что дольше будет усваиваться!

Наша совершенно сознательная товарная стратегия сейчас – не превращаться в Сельпо: да, выручка будет расти, если мы будем продавать больше сопутствующих товаров (пока на них приходится 40% оборота), но представление посетителей о книжном пространстве будет размываться. Мы же хотим, наоборот, чтобы наше книжное пространство, после квартиры и работы, стало для человека третьим домом».

 

Подготовила Елена Веретенник