• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы нужно артикулировать

6 марта четыре кампуса собрались на открытую дискуссию, темой которой стала «Свобода и ответственность в публичном пространстве»

6 марта четыре кампуса собрались на открытую дискуссию, темой которой стала «Свобода и ответственность в публичном пространстве»

Открыл встречу ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов двадцатиминутным выступлением, сразу же обозначив болевые точки роста вуза. Дискуссия о том, каким должен быть университет, чем является культура университета, вышла за пределы самих вузов и активно обсуждается сейчас в обществе и СМИ, на различных профессиональных площадках. Рефреном на протяжении всей встречи звучало, что «проблемы должны артикулироваться», их выявление и обсуждение должно стать первым шагом к решению.

Кампусы из Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода к обсуждению подключились виртуально. Однако, несмотря на обычную свою активность во время «Весеннего диалога»,на этот раз вопросы по видеоконференции не задавали. Впрочем, обсуждение услышанных тезисов продолжилось уже после самой дискуссии. И в ряде высказываний коллег стало очевидным, что у кампусов есть свои кейсы, другой контекст и иная формулировка схожих проблем. По окончании встречи организаторы выразили готовность сделать такие обсуждения регулярными, и это позволяет надеяться, что к тому времени филиалы университета сформулируют свою повестку.

Ярослав Кузьминов объединил проблемы в  пять блоков, первый из которых связан с соблюдением профессиональной и академической этики. Это острая и болезненная проблема, относительно недавно вскрывшаяся на глазах общественности: низкое качество квалификационных работ, а  порой откровенный плагиат. Ректор напомнил, что Вышка первой начала бороться с этой проблемой. К этому блоку можно добавить и научный провинциализм, это когда ученый не хочет читать всего, что написано по его теме, ограничиваясь источниками на русском языке. «Соблюдение этих трех параметров академической этики – вопрос выживания даже не нас, как вуза, речь уже идет о выживании всей страны, потому что научный потенциал является двигателем экономического роста. В отличие от других вузов вот уже много лет сами для себя последовательно создаем трудности, ориентируясь в своей исследовательской работе на уровень западной науки».

Вторая группа проблем заключается в странном противостоянии между преподавателями и студентами, в ходе которого возникают такие вещи, как халтура, плагиат и просто списывание при выполнении заданий студентами. Словно это игра, в которой важно, только то, кто победит: команда преподавателей или студентов. В образовательной культуре США списывание является чем-то стыдным, тогда как у нас это воспринимается как акт взаимопомощи.

Ярослав Кузьминов напомнил, что у взаимопомощи есть другие формы проявления, и в ходе своего выступления обратил на них внимание: готовность старшекурсников проводить для студентов младших курсов дополнительные семинары, на которых можно объяснить и помочь разобраться со сложными вопросами. «Такое же отношение к своим студентам мы вправе ожидать и от преподавателей, - сказал ректор, - есть доступные для студентов преподаватели, которые занимаются ими, и готовы уделять им время, а есть те, кто приходит «за цветами» в аудиторию, ограничив свою преподавательскую деятельность выступлениями. В этом и заключается психология «почасовика».

Профессионализм и уровень преподавателя заключается и в том, чтобы активно поддерживать репутацию кафедры и факультета, быть готовым нести ответственность за других: подменять заболевшего преподавателя, не оставаться равнодушным к тому, если кто-то из коллег плохо справляется со своей работой. «Коллективная ответственность за работу своего подразделения ушла, и ее нужно восстанавливать» - определил пути лечения этой болезни ректор.

Третий блок проблем заключается в поведении в университете за рамками научного и образовательного процесса, в соблюдении правил «нормального бытового поведения». Следующий комплекс вопросов – отказ от политической конкуренции в стенах университета и его общежитий. И, наконец, – понимание свободы в университете.

Подготовила Татьяна Чернова

Подробный отчет о дискуссии читайте на сайте НИУ ВШЭ.