• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дудочка Нильса

Несмотря на то, что многие на собственном опыте смогли ощутить, что такое финансовая пирамида, проект Сергея Мавроди МММ-2011 вновь привлек своих жертв. А что мы на самом деле знаем о финансовых пирамидах? Исследование социолога и экономиста Вадима Радаева.

Несмотря на то, что многие на собственном опыте смогли ощутить, что такое финансовая пирамида, проект Сергея Мавроди МММ-2011 вновь привлек своих жертв. А что мы на самом деле знаем о финансовых пирамидах? Исследование социолога и экономиста Вадима Радаева.

22 февраля Первый проректор НИУ ВШЭВадим Радаев во время публичной лекции в петербургском кампусе университета представил свое исследование механики финансовых пирамид на примере компании МММ. 10 января 2011 года был открыт МММ-2011 и просуществовал до 16 июня 2012 года, после его ликвидации заработал проект МММ-2012. Разные данные существуют о количестве участников реинкарнированной пирамиды, называлась даже цифра в 35 миллионов, однако в этот раз по мнению автора исследования более достоверным представляется порядок цифр в несколько сотен тысяч человек.

История вопроса

Первая пирамида МММ появилась в феврале 1994 года. Закрываясь и открываясь вновь, эта финансовая пирамида просуществовала 3,5 года. В то время прайм-тайм центральных телеканалов был забит рекламой полутора десятка финансовых пирамид, но МММ выделялся даже на этом фоне. Со временем всех организаторов более-менее крупных пирамид поймали и посадили, в эфир вышли сотни телепередач и новостей, посвященных магии и последующему разоблачению финансовых пирамид, тысячи газетных публикаций, но люди продолжают наступать на те же грабли. Главный вопрос исследования: почему люди позволяют себя обманывать на протяжении столетий с помощью одних и тех же приемов и схем?

Популярный ответ 90-х: жертвы МММ – это любители халявы, которые хотели срубить по легкому денег, за что и поплатились. Но этот ответ ничего не объясняет.

В чем особенность ОАО «МММ»? Параллельно с ним существовало около 1700 пирамид (точной цифры никто не знает), но МММ был крупнее их всех вместе взятых. В 1995 году его обороты составляли 4/5 российского фондового рынка. Рынок не в пример западным был небольшим и слабым, однако масштабы деятельности математика-одиночки впечатляют. Суть игры в финансовую пирамиду заключалась в том, что некоторое время люди собирали с народа деньги, потом происходил обвал, и люди с этими деньгами пытались скрыться. Их ловили, и практически всех поймали. С Мавроди все было гораздо интереснее.

После первого грандиозного, для многих оказавшегося шоковым, обвала Сергей Мавроди никуда не делся. Он остался. Более того, буквально на следующий день начал новую игру, в тех же пунктах приема, по той же схеме. И так несколько раз. Семь игр было зафиксировано людьми, проводившими это исследование, грандиозное по масштабу и по объекту.

Подвиг социологов

Данные для этого исследования собраны сотрудниками компании «Циркон». Социологи и психологи компании «Циркон» проводили включенное наблюдение. Изображая себя вкладчиками, они каждый день выходили к пункту приема на Варшавское шоссе, 26 в Москве. Со временем наблюдение стало проводиться не только в столице. Каждый день по определенной схеме они составляли отчеты о том, что они видели. Из этих справок ежедневно готовилась сводная справка об этих событиях. И в таком режиме сотрудники группы работали более 13 месяцев. В итоге собралось более 400 письменных отчетов. Дополнительно собрали все публикации по этой теме.

Начнем с принципа пирамиды, как она собственно работает. Выпускаются бумаги, которые на самом деле являются фантиками, а не ценными бумагами, после этого вводится механизм самокотировок. Другими словами, печатается бумажка и ей назначается цена. Эта цена два раза в неделю, каждый вторник и четверг изменяется организаторами. Никаких внешних факторов, «соотношения спроса и предложения», цена устанавливается самим Мавроди, и, разумеется, она постоянно растет. Темп роста задается главой акционерного общества. Фантики МММ дорожали, и те, кто купил эту бумагу вчера, сегодня могли с ее помощью разбогатеть. Некоторое время, действительно, человек мог прийти в пункты приема и обменять свои фантики на реальные деньги, выплата осуществлялась по заявленной котировке. Заработки были существенными, и были люди, которые реально заработали на МММ.

Самое интересное, что деятельность финансовых пирамид не противоречила существующему на тот момент законодательству. Нигде не было написано, что нельзя печатать фантики и назначать им цену. С февраля по июль 1994 года – за период первой игры стоимость билета Мавроди выросла в 127 раз. Это значит, что человек, купивший билет в феврале за 1000 рублей, 28 июля мог его продать за 127 тысяч рублей. Но все счастливые истории заканчиваются.

Что собственно произошло? Власти долгое время не знали, что делать с ОАО «МММ» и с самим Мавроди. В какой-то момент приехали представители налоговой и потребовали уплатить 50 млрд рублей в качестве налогов. Откуда эта сумма возникла?  От фонаря. Как бы там ни было, платить Сергей Пантелеевич не собирался в любом случае. Но приезд налоговой вызвал панику. Люди начали сбрасывать билеты МММ. В результате 29 июля Мавроди сам обрушил пирамиду. Это был великий день в нашей истории: одномоментно образовалось более 10 миллионов обманутых вкладчиков. В своих более поздних интервью Мавроди рассказывал, что деньги в 1994 году считали комнатами. И тут случилось самое интересное. Буквально на следующий день, 30 июля 1994 года, Мавроди объявил о начале новой игры. Народ снова выстраивается в очереди и начинает покупать билеты.

Любители и профессионалы

В ходе анализа массива информации, предоставленного исследователю группой «Циркон» обнаружилось множество любопытных вещей, например, такая: отношение к компании МММ после первого обвала стало негативным, в то же время отношение к самому Сергею Мавроди оставалось позитивным.

Толпа только на первый взгляд кажется однородной. На самом деле она состоит не только из разных людей, но разных стратегий поведения. И оказывается, что в игре были и профессионалы и любители. Профессионалы играют против толпы. Делают обратное тому, что делает толпа. Например, продают, когда все покупают. Профессионалы работают «в короткую»: продают и покупают каждый вторник и четверг, методично фиксируя прибыль.  Они играют по-крупному, что довольно рискованно.

Обнаружилась закономерность: с каждой новой игрой вкладчиков (любителей) становилось все меньше, а спекулянтов (профессионалов) все больше. Котировки росли быстрее, цикл второй игры стал короче первой. Циклы каждой последующей игры будут теперь всегда короче предыдущей игры.

Мы все умные люди

Как правило, заводят толпу и катализируют процесс игры азартные игроки – люди, в общем, больные, и явно представляют собой меньшинство. Дальше вирус игры подхватывает большинство, т.н. имитаторы, повторяющие за другими.

Все всегда начинается вполне рационально и разумно. После первого обвала уже подавляющее большинство понимало, что это игра, вкладывая деньги в фантики, люди осознавали весь риск, главный вопрос был в том, чтобы вовремя выйти. Дальнейшие эффекты толпы на сознание конкретного человека связаны с вполне осязаемым физическим влиянием окружения. Люди входили в игру, пребывая в сознании и памяти, но с течением игры, ощущая накал, вызываемый ростом цены и поведением таких же людей как они сами, уже не могли из всего этого выйти. Ежедневный рост вложений был равен 6%. Как остановиться, когда физически ощущаешь, как с каждым днем ты становишься богаче?

Потом наступает этап микропаники, лодка начинает постепенно раскачиваться. Поначалу эмоции удается успокоить, а ситуацию уравновесить. Но тут появляются внешние факторы, такие как приезд налоговой. Паника нарастает, и возникает благоприятная возможность организаторам самим перевернуть лодку, объявляя очередной обвал. Люди остаются ни с чем.

Обвал вызывает то, что научная литература определяет как «эффект разрядки», стирающий социальные, классовые и общечеловеческие различия, толпа уже представляет собой единую человеческую массу, один организм, переживающий общее большое чувство. В данном случае чувство того, что «опять кинули».

Наступает короткий период депрессии, но тут же появляются новые игровые инструменты:  вместо красных билетов печатаются синие, вместо специальной серии – привилегированная. Все, что может помочь отыграться, вернуть потерянное, или просто в чем-то поучаствовать. И все начинается сначала, вполне рационально и разумно.

Периферия большой игры

После первого обвала образовалось то, что можно назвать «периферией большой игры». Она состоит из нескольких категорий участников:

Наблюдатели – это те, кто не играет, но присматривается. Кто-то из них уже потерял деньги и просто переживает эмоции. Кто-то решается: «Не пора ли?». Они приезжают к приемным пунктам и следят за происходящим, ожидая благоприятного момента. Худшее, из того, что они могли предпринять, это воспользоваться этим моментом, который чаще всего наступал при высокой цене за билет, на большом игровом отрезке, когда существует высокая вероятность прекращения игры.

Члены «клуба под открытым небом». В эпоху без Facebook и других площадок для общения, люди приезжали к этим пунктам пообщаться, потусоваться, обсудить футбол, а заодно и МММ.

Льготники. Возврата денег стали требовать практически сразу, но по еще свежей советской традиции возникли люди, претендующие на особое к себе отношение. Эти люди образовывали отдельную очередь и ждали деньги месяцами.

Только на Варшавском шоссе работало четыре союза обманутых вкладчиков. Эти союзы вели активную деятельность, организовывали различные акции, ралли к Белому дому. Не исключено, что активность некоторых из таких организаций была инициирована самим ОАО «МММ».

Однажды став с толпой единым целым…

 Толпе свойственно активное общение, взаимная имитация и подражание. Второе свойство толпы – эффект отодвигания порога безопасности. Что это значит?

Люди осознали, что пирамида – это игра, цель которой заключается в том, чтобы вовремя из нее выйти. А основная задача состоит в прогнозировании этого момента, времени обвала. Как же угадать это время «Ч»? Перебирали множество стратегий: люди привязывались к датам, или к определенной цене. Любопытно, что обвал всегда происходил до той суммы, которую люди определяли, как «метку», за которой последует закрытие игры. Например, в общей массе вкладчики полагали, что цена билета «дорастет» до условной тысячи рублей, а обвал происходил на отметке в 850 рублей.

Эффект же заключался в том, что предполагаемые цены возможного обвала росли много быстрее, чем фактические цифры.

Чем это можно объяснить? Технологией манипулирования толпой. Мавроди сумел не просто вывести людей на улицу, но и продержать их там в течение полутора года. Вот что он для этого сделал. Во-первых, организовал площадки, физическое пространство для толпы. Во-вторых, применил массированную рекламу. Реклама с Леней Голубковым в главной роли раздражала, вызывала насмешки, но работала. Более того, она создала благоприятную среду для создания мифов и фольклора об акционерном обществе и его основателе. Для этого в информационное поле вбрасывалась дополнительная информация о том, что Мавроди математик, купил суперкомпьютер и коллекционирует бабочек. Далее, очереди, союзы обманутых вкладчиков, крепкие ребята в кожаных куртках – все это способствовало удержанию структуры толпы.

Заметим на полях, что к открытию МММ-2011 и 2012 сформировался очень мощный пирамидостроительный механизм – интернет. Он облегчает задачу: никого никуда не нужно вытаскивать, человек может находиться дома и покупать/продавать билеты, использовать социальные сети для обсуждения стратегий и т.д. Теоретически, организаторы пирамиды могут дотянуться до каждого пользователя интернета. Но у этого инструмента есть и обратная сторона: сидя дома, человек лишается возможности попасть под физическое, вербальное и эмоциональное воздействие толпы, которое можно получить на митинге, в очереди или на стадионе.

Ах, обмануть меня несложно…

В 90-е годы говорили о том, что «пусть школа рынка научит жизни дураков-халявщиков». Но у сложных явлений нет простых объяснений. Множественные факторы определяют его возникновение и масштаб, в том числе и определенный контекст. Что люди наблюдали вокруг себя? Реформирование экономики, атмосфера всеобщего успеха, повсеместной социальной мобильности. Не по телевизору или в кино, а в реальной жизни ты видишь, как твой сосед, выходивший еще недавно на лестничную площадку в трениках и майке покурить, «вдруг» подъезжает к дому на мерседесе. Как тут сохранить хладнокровие? Люди верили в реальность быстрого достижения материального благополучия.

Далее, ОАО «МММ» - не первые, кто догадался обирать народ. Первым успешным игроком на этом поле было государство, которое обманывало своих граждан регулярно.  Желание играть и фатальная обреченность проигрыша присутствовали в душе каждого советского человека одновременно. Психологически люди к обману были готовы. В числе нечестных мероприятий государства, помимо общеизвестных отмены купюр, обмена валют и обнуления процентов, есть и такое, как «пенсионное предложение». Людям предпенсионного возраста предлагали ежемесячно сдавать по 50 рублей, с тем, чтобы с выходом на покой, человек мог получить дополнительные 200-300 рублей. В общем, деньги с людей собрали, а программу закрыли.  И так каждый раз. Просто на этот раз за дело взялись частные, более мощные и креативные силы.

 

Подготовила Татьяна Чернова