• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ГДЕ ПЕРЕВЯЗАТЬ СЛИНГ?

На факультете социологии Высшей школы экономики СПб. филиал) было проведено исследование, посвященное городскому пространству, дружественному семье. Некоторыми его результатами делятся социологи Жанна Чернова и Лариса Шпаковская

Город является публичным пространством, в котором сталкиваются и реализуются интересы различных социальных групп. Социологи НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург провели исследование, посвященное проблеме доступности городского пространства для родителей с малолетними детьми [1]. Проблематика доступности гродского простанства семьям с маленькими детьми активно обсуждается активистами родительских общественных организации и ассоциаций, участниками родительских форумов, а также некоторыми городскими и районными СМИ, освещающих проблемы родительства в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы преодолеть пространственную замкнутость и связанное с ней социальное исключение, родители вырабатывают ряд стратегий повышения собственной мобильности. Проблема доступности городской инфраструктуры также рассматривается в качестве одного из направлений семейной политики как на уровне города, так и на уровне муниципалитетов.

Город воспринимается родителями, как проблема: специфика организации городской среды связана с наличием множества барьеров. Эти барьеры имеют вид физических препятствий для перемещения родителей в маленьким ребенком таких как отсутствие пандусов, лифтов, съездов для колясок в бизнес-центрах, учреждениях социального обслуживания населения, жилых домах магазинах, пеленальных столиков в общественных туалетах и т. п. Организация физического пространства поддерживается коллективными представлениями или стериотипическими барьерами, связанными с определенными моральными предписаниями в отношении образа жизни матерей и практик ухода за детьми. Период "активного" материнства предполагает, что женщина практически все свое время будет посвящать ребенку, частота контактов и интенсивность ее социальной жизни резко снизиться. Молодые матери ощущают себя социально изолированными. Ощущение социальной изоляции поддерживается на уровне стереотипных представлений российского общества о должном поведении женщины после рождения ребенка. Участница исследования описывает данную ситуацию следующим образом: "Маме прежде всего..молодой, с маленьким ребенком, не хватает повода и намерений, то есть интенции выйти из дома. Надо каждый раз заставить себя выйти из дома и куда-то пойти с ребенком. Это тяжело, это противоречит некоторым социальным установкам в нашем отечественном социуме" . Городская инфраструктура не способствует интенсивному передвижению родителей внутри города. Респонденты отмечают наличие физических барьеров практически повсеместно: от супермаркетов, до жилых элитных домов. Следующие высказывания иллюстрируют типичное мнение матерей с маленькими детьми: " На днях, гуляли по супермаркету, который у нас здесь находится достаточно близко. Удивлялись, значит, среди опознавательных значков, которые объясняют наглядно, что нельзя делать в супермаркете. Допустим там нельзя с мороженным, нельзя на роликах, нельзя еще что-то. Там была изображена коляска, тоже перечеркнутая. То есть, а кто вообще, собственно, должен ходить по магазинам, если там вообще, если нельзя с колясками?!" .

"У нас там был закрытый двор. И вот ступени, это наверное около 20 ступеней, под углом 45 градусов, на которые надо было тащить коляску. Там были проложены специальные рельсы. И под углом 45 градусов там были проложены две рельсы для коляски, но втащить туда коляску. Требовалась огромная сила, чтобы тебя не сбыть, скатившейся коляской, под огромным весом. Многие предлагали соседям, которых мало знали, подержать ребенка или подержать коляску. Но это очень современный дом, довольно дорогой он считался, когда его покупали. Это с самого начала вообще никаким образом не было заложено при постройке дома" .

Исследование показало, что городское пространство г. Санкт-Петербурга является труднодоступным и не отвечающим потребностям родителей с маленькими детьми. Несмотря на то, что Санкт-Петербург участвует в инициативе ЮНИСЕФ "Города, доброжелательные к детям", проблема доступности городской инфраструктуры не рассматривается в качестве одного из направлений семейной политики на уровне города. Так, в Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы данная проблематика не выделена отдельное направление. Она упоминается в разделе, посвященном совершенствованию системы здоровья и профилактики заболеваний, повышения качества общественного здоровья семей с детьми ожидаемым результатом действий городских властей в этом вопросе является "повышение уровня комфортности городской среды для семей с детьми, благоустроенности дворовых территорий, увеличение числ оборудованных беговых и велосипедных дорожек, доступных дворовых спортивных площадок (футбольных, волейбольных)". Кроме этого, в разделе, посвященном развитию, повышению доступности и качества социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семейного типа, указывается, что ключевым аспектом данного направления выступает "совершенствование системы учреждений и расширение услуг в сфере культура, досуга спорта, торговли питания ориентированных на семью в целом, создание среды дружественной семье, повышающей возможности для совместного досуга, развития общих интересов членов семьи, творческой семейной деятельности". Однако, и в данном случае создание городской среды дружественной семье рассматривается только как благоустройство дворовых территорий, увеличение зон семейного отдыха с учетом потребностей детей разного возраста и развитием доступной инфраструктуры для занятий спортом. При этом повестка дня властей, заинтересованных в изменении городской инфраструктуры в зависимости от потребностей семей с детьми не включает в себя ряд вопросов, которые активно обсуждаются самими родителями в разного типа сообществах и интернет-форумах. Для молодых матери и отцов актуальны следующие проблемы малодоступности городской среды, к которым они хотели бы привлечь внимание властей: отсутствие пандусов для въезда детских колясок, лифтов в метро и въездов в общественный транспорт, пеленальных столиков в туалетах в общественных местах и кафе. Как отмечали респонденты, в городе очень мало мест дружественных семье куда можно и легко было бы зайти с детской коляской. Кроме того, в подъездах жилых домов нет свободного и доступного жильцам пространства где можно было бы безопасно хранить коляски поскольку не все имеют возможность оставлять их в квартире.

Для того, чтобы преодолеть пространственную замкнутость и с ней связанное социальное исключение, родители вырабатывают ряд стратегий повышения собственной мобильности. Одной из таких стратегий может рассматриваться практика слингоношения. Слингомамы - это матери, использующие наряду и/или вместо коляски слинги [2]. Отказ от детских колясок и использование слингов позволяют матерям оставаться мобильными, поскольку они сталкиваются с меньшими проблемами перемещения по городу. Одна из респонденток следующим образом объяснила причину использования своего опыта использования слинга: "мне нужно было памперсы купить, а у меня ребенок спит в коляске. Я пошла, а мне: "Куда с коляской?". Я говорю: "Ребенок там спит, куда я его? Что я его оставлю вам тут?" Говорят: "Вот, оставьте у кассы, мы посмотрим" .

Слинговстречи открыты для новых участников, т.е. нет никаких формальных барьеров для вступления в эту группу. Рекрутирование новых участниц происходит через социальные сети, интернет-форумы для родителей, личные контакты слингомам. Являясь более мобильными, по сравнению с мамами, использующими коляски, слингомамы назначают и участвуют во встречах, организованных в разных концах города. Однако, они также предпочитают выбирать места более дружественные семье. Это может быть кафе, где хозяева знакомы с кем-то из участников сообщества, позиционируют себя как "baby fiendly" и готовы предоставить место для встреч мам с маленькими детьми с детьми. Активная участница сообщества слингомам так описывает свой опыт проведения встреч в одной из кофеен в центре города: "там все замечательно, очень хорошо, очень вкусно, есть и для деток постарше. Нас до лета потерпели, ну а потом не то чтобы выгнали... Там собиралось такое огромное количество этих слингомам со своими детьми, что мы распугивали основных посетителей. Становилось очень жарко, потому что много народу, проветривать невозможно было из-за детей. Ну и решили мы в общем, что не будем больше портить статистику" .

Наиболее популярными местами встреч мам с маленькими детьми являются крупные торговые центры, т.к. там существует определенная инфраструктура для проведения досуга с детьми. Например, есть свободное (в том числе и бесплатное) для доступа пространство детской площадки, фуд-корт, позволяющий разместиться женщинам с колясками. Также важным является время встреч, вот как описывает алгоритм выбора места и времени одна из респонденток: "мы выбирали место конечно, что бы мы могли там разместиться с колясками. Что бы было недорого покушать. В какой-то момент мы поняли, что очень неплохо во всяких ресторанных двориках, в каком-то торговом комплексе в будний день. Утром например там нет никого, много места. Там можно и столы сдвинуть и коляски расставить. Во многих торговых комплексах есть там где памперс ребенку поменять, ну "комната мамы". Ребенка можно там и помыть и переодеть и все такое" . Таким образом, рынок в отличие от государства, быстрее приспосабливаясь под потребности посетителей с детьми, предлагает им больше вариантов и лучше обустроенную инфраструктуру.

Другой стратегией преодоления пространственной замкнутости выступает социальный активизм. Некоторые родители готовы занять активную позицию и бороться за изменение структуры городского пространства, например, за строительство детских площадок, запрет парковки в местах прогулок с детьми. Такие стратегии носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные стратегии связаны с деятельностью отдельных родителей, как правило матерей, которые налаживают коммуникацию с властями муниципального и городского уровня, выдвигают утверждения-требования относительно необходимости создания новых объектов городской инфраструктуры. Коллективные действия мобилизуются благодаря обсуждениям соответствующих проблем на родительских форумах. В этом случае родители подписывают коллективные обращения к муниципальным и городским властям.

В целом, городское пространство воспринимается родителями как недружественное семье, в нем присутствуют барьеры, препятствующие внутригородской мобильности матерей с маленькими детьми, которые в этом отношении не отличаются от других маломобильных групп населения, например, людей с ограниченными способностями. Личные и коллективные стратегии преодоления существующих ограничений вырабатываются молодыми родителями с использованием новых практик заботы о детях (слингоношение) или путем приспособления имеющийся инфраструктуры под свои нужды (личное знакомство с владельцами кафе). При этом городская семейная политика ориентирована, главным образом, на благоустройство дворовых территорий и развитие спортивно-досуговой инфраструктуры в парках и скверах, что не вполне отвечает потребностям родителей иметь возможность общаться друг с другом круглогодично.

Примечания

[1] Проект выполнен научно-учебной группой НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург "Семья и социальные неравенства" при поддержке Фонда Г. Белля.

[2] Специальный шарф, используемый для переноски ребенка.

Жанна Чернова, к.с.н., НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург,

Лариса Шпаковская, к.с.н., НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург