• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему большие города растут, а маленькие худеют

С 4 по 28 февраля Международная лаборатория теории рынков и пространственной экономики проводит серию международных научных семинаров, ведущий научный сотрудник лаборатории Сергей Коковин рассказывает о том, какие ученые приезжают в Вышку и о чем они будут говорить

«Февральская серия семинаров, которую проводит Лаборатория теории рынков и пространственной экономики, соберет очень опытных специалистов для глубокого обсуждения узкой тематики вопросов. Такого рода встречи очень продуктивны. В отличие от больших конгрессов, где выделяется не более 20 минут каждому докладчику, на workshop есть возможность сделать подробные часовые доклады, и темы подобраны более узко --  для людей, ведущих изыскания в близких областях науки, поэтому общение глубже.

Вопросы теории, которые планируется обсудить -- касаются международной торговли и агломераций. Например, почему экономическая активность концентрируется в тех или иных регионах, городах, странах? Как это происходит? Основная рабочая идея состоит в том, что агломерационный эффект связан с «возрастающей отдачей от масштаба». В частности, фиксированные вложения на создание и поддержание компании, окупаются от тиражирования, на большом рынке лучше, чем на малом. Фирмы охотнее образуются в крупных городах, создают рабочие места, туда едут желающие наниматься, город растет, и далее в том же духе. Спрос и предложение едут к спросу. Кроме того, фирмы нужны друг другу, оказывают положительные экстерналии, поэтому они скапливаются рядом друг с другом. Так возникают агломерационные, центростремительные, силы. Но если бы им не противостояли некоторые центробежные, то в каждой стране остался бы только один город. В реальности же часто приблизительная закономерность такова: 1 крупнейший город, 2 вдвое меньших, 4 вчетверо меньших и т.д., это называют «законом Ципфа» (в России, правда, город второго уровня только Петербург, а города третьего --  Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород – заметно меньше). Почему так? Почему все еще растут большие города, а малые города худеют? Кстати, такое положение вещей характерно как для нашей страны, так и для других государств.

Скажем, в России города  «милионники» и более крупные –  растут, города с полумиллионным населением застыли  по величине, а небольшие городки худеют. Так происходит и в странах похожих на нашу. Но вот в Бельгии,  Голландии -- агломерационный процесс разворачивается по-другому. Подобная страна настолько густонаселенная, и транспортная сеть так развита, что можно считать ее одним рынком, одним городом. В 16-миллионной Голландии, занимающей места меньше Ленинградской области -- городам нет нужды укрупняться, заселение сплошное. Вся ее территория является рынком сбыта любой компании. Это уже другой паттерн аггломерации.

Россия пока идет по пути роста городов, континентальный Китай тоже. А вот его прибрежная часть развивается как зона густого заселения. Наша задача -- развитие теории экономической географии и попытка примерить ее к практике, а нынешнее собрание затронет несколько специальных вопросов.

Перечисляя по персоналиям, скажем, Сергей Афонцев будет говорить об эффектах от снятия торговых барьеров в рамках торговых союзов. Он ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и (МЭ и МО РАН), специалист по торговым союзам и торговой политике. Не так давно газеты рапортовали о троекратном?? росте торговли между Белоруссией и Россией, но если из этой гигантской цифры вычесть изменение газовой политики и других схожих факторов, то чистые показатели не будут выглядеть столь значительно. И Сергей Афонцев -- один из немногих специалистов, который с цифрами в руках способен компетентно выделить с помощью эконометрической техники эффекты от снижения торговых барьеров на общий объем торговли и на отдельные отрасли.

В схожей тематике работает профессор РЭШ Наталья Волчкова. Возможно, она разовьет тему, которую докладывала нам в прошлый раз. Это эконометрические оценки того, насколько существенен среди торговых барьеров визовый режим. Сама виза недорогая, но режим усложняет сопровождение товара за рубежом. Оказалось, что визовый режим способен на несколько процентов снизить объем торговли между странами. Сотрудница Волчковой -- Наталья Турдыева из ЦЭФИР -- на прошлом докладе в Лаборатории представляла модификации «счетной модели общего экономического равновесия» (computable general equilibrium). Подобные модели, создаваемые и совмещаемые с реальной цифрой не за один год, существуют в США, Австралии и Европе. Они служат для оценки последствий крупных правительственных решений, например вступления в ВТО, или отказу Германии от атомной электроэнергии. Более плавные изменения прогнозисты прогнозируют, как правило, методом экстраполяции: что растет, тому предсказывают рост, а с крупными сдвигами так нельзя, и ничего кроме CGE я не предложу. Наталья работает по методологии «европейской» модели Тарра и Рутерфорда, по которой делались сценарные расчеты вступления в ВТО Украины, а затем России. На сегодня Наталья Турдыева является ключевым специалистом в России по CGE и расскажет, как работает много-региональная версия такой модели. Из эмпириков, к нам приедут наши давние украинские коллеги Александр Шепотила и Владимир Вахитов, которые оценивали вступление в ВТО Украины, и сегодня работают над оценкой эффектов внешней торговли и межрегиональных связей в Украине.

В теоретическом блоке докладов, Кристиан Бехренс расскажет про свою с соавторами модель урбанизации: как в стране возникает система городов, скажем, упомянутый выше закон Ципфа, и что сдерживает агломерацию. Как мы говорили, чрезмерному скоплению людей и экономической активности, переполнению городов -- противостоят некие дисперсионные силы. Это прежде всего дороговизна земли (поэтому, зданий) и перегрузка транспортной сети – они чувствуются в Петербурге и очень сильно чувствуются в Москве. Поэтому те отрасли, которые не очень чувствительны к силам «притяжения» -- выносятся из города. На сегодня большая часть промышленных отраслей уже давно располагается в пригороде, за городом. Держать материальное производство в городе нецелесообразно, и города превратились в скопища офисов, медицины, образования, вообще превращаются в производителей исключительно информационного продукта.

Работа Беренса интересна тем, что он включил в рассмотрение все основные обсуждаемые элементы: цену земли, затраты транспорта в городе, экономическое равновесие между потребителями и фирмами, миграцию тех и других. Более того, он сумел калибровать все важные закономерности и факторы, как  агломерирующие, так и дисперсирующие. Это означает по реальным данным оценить силу закономерностей -- это ново в теории городской агломерации. И в теории общего равновесия на уровне регионов мы тоже рано или поздно доживем до калибруемости, оценим, насколько сильны закономерности. Это интеллектуальный вызов для экономистов -- научиться делать количественный прогноз. Скажем – предсказать, будут ли дальше расти население России двигаться из-за Урала в Европейскую часть,  или остановится.

В этой области Татьяна Михайлова рассказывала нам об экономической истории России и детерминантах размещения населения. Теперь она расскажет о новом исследовании, заказанном «РЖД», об эмпирической оценке узких мест железных дорог России, и о том, насколько расшивка узких мест способна благоприятствовать экономическому росту. Узкие места – это те узловые станции, на которых поток вагонов и товаров затормаживается. Также сейчас она занимается прогнозированием пассажирских пригородных перевозок в Москве, поскольку существует проект развития пригородных электричек, которые в достаточной мере может взять на себя пассажиропоток окраин.

Вера Иванова и Евгения Коломак представят свое эмпирическое исследование конвергенции российских регионов. Они исследуют вопрос: сближаются ли российские регионы по экономическим показателям, и какие факторы влияют на сближение? По факту, этот проект – эмпирическое обследование регионов с попыткой вычислить корреляции между показателями регионов и выявить факторы, влияющие на увеличение экономической активности, продуктивности регионов. В обобщенном смысле, все наши исследования служат попыткам долгосрочного прогнозирования. Хотелось бы понимать, как наша и мировая экономика будут развиваться в ближайшие 10, 20, 30 лет».

Подготовила Татьяна Чернова, Мария Жаркова