• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женщины и мужчины

4-7 октября в старинном русском городе Тверь состоялась очередная V-я Международная научная конференция Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) «Женщины и мужчины в контексте исторических перемен». Рассказывает Ирина Сохань

посвященная анализу соотношения гендера и исторических изменений, обеспечивающих как динамику общественного развития, так и трансформацию частной сферы жизни и индивидуальных судеб людей. Поэтому круг проблем, представленных к обсуждению на конференции, оказался необычайно широк — от общетеоретических — «Проблемы демографии и адаптация мужчин и женщин в России» — до анализа микроисторических трансформаций — например, «Женщины и мужчины в Петрограде двоевластия: взгляд из посольства США» или «Эрзац-солдаты» - женщины в РККА, 1941-1945 гг.».
Помимо меня, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург представляла Жанна Чернова (доцент кафедры социологии), с выступлением на тему «Сетевые сообщества родителей новые солидарности и ресурсы мобилизации для защиты прав».

В своем докладе «Идентичность femme fatale и культурные вызовы современности» я анализирую феномен femme fatale — роковой женщины, и репрезентирующий ее особый тип нарциссизма, противоположный современному типу нарциссизма, столь искусно поощряемому жизненными практиками современного общества потребления, и базирующемуся на пустоте, нехватке и дефицитарности. Интерес к к femme fatale сегодня — это не только вульгарные интерпретации ее образа дискурсом массовой культуры, но, что гораздо значимее, и поиск постантропологического измерения человека.

Выступление Кирсти Эконен (University of Helsinki, Finland) «Signs of Change: The 'New Woman' Modernizing Russian Society (1900-1920) было одно из наиболее интересных — Кирсти рассказала о специфике конструирования женского авторства в творчестве представительниц русского модернизма З.Гиппиус, Л.Вилькиной, П.Соловьевой, которые жили и творили в условиях конфликта идеологии эстетизированной феминности и демонстративной маскулинности идеального творческого субъекта. Данный анализ является результатом многолетней работы исследовательницы — недавно издательство НЛО выпустило книгу К.Эконен «Творец. Субъект. Женщина: Стратегии женского письма в русском символизме».

В докладе Елены Здравомысловой и Анны Темкиной (ЕУСПб) «Pussy Riot» и др.: новое старое лицо феминизма» был представлен анализ основных последствий этой протестной акции, актуализировавшей как разноплановую реакцию дремучих форм патриархального традиционализма российского общества, так и вновь обнаружившей непреходящую значимость и важность феминистких и гендерных исследований и практик.
Ирина Юкина (НИЯК), автор книги «Русский феминизм как вызов современности», одного из первых исследований в области истории российского женского движения, в докладе «Российская историография: создание «ее-истории» рассказала о развитии гендерного подхода в социально-гуманитарных науках

В целом, тематика представленных докладов поразила своим разнообразием (сборник тезисов вышел в 2-х объемных томах, и это учитывая, что организаторы к началу конференции издали именно тезисы, а не полноценные статьи). Например, неожиданным оказалось обращение к гендерному измерению ГУЛАГа — сообщение Хили Дэн (университет Реддинга, Великобритания) «Молчание гулаговского гомосексуала: как читать дневник Вадима Козина?» и Яркиной В. «Женщина в условиях ИТЛ (на основе воспоминаний Е.Керсновской». Кстати, если Хили Дэн — профессор, то В. Яркина — студентка, и то, что в конференции приняли участие как известные, так и начинающие исследователи, способствует институциализации гендерных наук — в чем тоже можно увидеть одну из задач конференции.

На конференции были представлены как сугубо исследовательские темы, так и результат деятельности центров по развитию женских и гендерных исследований. Валентина Успенская (Тверской госуниверситет) рассказала об истории Центра женской истории и гендерных исследований ТверГУ, одного из самых первых в России (получившего официальный статус в 1999 г., но существовавшего уже несколько лет до этот момента).

Ольга Шнырова (Ивановский госуниверситет) поделилась опытом организации состоявшейся в июле 2012 г. летней школы «Личное есть политическое», Очаков (Украина). Эта школа была первым опытом нового подхода к финансированию летних школ в условиях сокращения финансирования на академическую внеучебную деятельность, и, в значительной степени состоялась за счет самофинансирования самих участников, которых, тем не менее, было достаточно, т. к. многих рассматривали ее в качестве повышения квалификации. Опыт летней школы «Личное есть политическое» оказался очень успешным и открывает новые возможности в виду интереса к теме женских и гендерных исследований в дальнейшем — так, следующая летняя школа планируется, предположительно, в одном из уральских городов.

Несмотря на то, что конференция была организована и прошла под эгидой РАИЖИ, она собрала предста¬вителей всех социально-гуманитарных наук — философов, социологов, филологов, и стала заметным явлением в академической жизни России.

Следующая конференция РАИЖИ состоится осенью 2013 года и пройдет в город Нальчик, ее тематика еще в процессе обсуждения, но скорее всего, будет звучать достаточно широко, чтобы создать такое же масштабное и многоплановое дискуссионное пространство для обсуждения всего спектра гендерной проблематики с вовлечением исследователей самого разного профиля.

Если говорить о моих личных впечатлениях, то они многообразны, и прежде всего, очень позитивны — это впечатления от самой Твери, несущей в себе хорошо уловимую атмосферу какой-то светлой русскости — город воспринимается как, действительно, старинный и очень аутентичный — возможно, такому восприятию способствовали и прекрасные осенние дни. И, также, это впечатления и от самого мероприятия, от интенсивности научно-исследовательских коммуникаций в пространстве всеобщей заинтересованности, актуальности и разнообразия проблем, которые не замалчиваются, но аналитически проговариваются — и тут начинаешь понимать, что научные исследования никогда не бывают далеки от реальности, но участвуют в самой сути ее воплощения.

 

 

Подготовила Ирина Сохань