• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Американский взгляд на казахскую семью

Вот уже месяц в Центре Исторических исследований при факультете истории проходит стажировку аспирант университета Мичигана Кимберли Пауэрс. В университете Мичигана Кимберли занималась на семинаре Александра Семенова

Кимберли Пауэрс рассказала о своей работе в Петербурге, киргизском свадебном обряде и дискомфорте включенного наблюдения
8 октября 2012
Стажеры Центра исторических исследований побеседовали с аспиранткой из США, проходящей стажировку в ЦИИ
В этом году Центр исторических исследований при факультете истории НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург начинает работать в полную силу, привлекая российских и зарубежных ученых – как профессионалов, так и начинающих историков для участия в различных программах.

В Центре исторических исследований Кимберли участвует в реализации проекта Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «От империи к мультикультурализму и многополярности: исторические и современные стратегии политического ответа на вызовы культурного разнообразия»

В Петербурге Кимберли работает с документами в Российском Государственном Историческом Архиве, где изучает административные и семейные отношения, а также делопроизводство Букеевского ханства (т. н. Внутренней орды) XIX в.
Кимберли приходится часто путешествовать по просторам бывшей Российской империи: интересные ей архивы находятся в Алма-Ате, Оренбурге, Астрахани, Уфе и Санкт-Петербурге.

На вопрос о том, чем обусловлен столь необычный выбор региона, молодая исследовательница ответила, что еще будучи студенткой она всерьез увлеклась русским искусством, а впоследствии и историей России и Центральной Азии. Следуя за своими научными интересами, Кимберли провела один год в Кыргызстане, изучая современный свадебный обряд (на кыргызском он называется «кыз алуу кучук», что дословно означает «взять девушку, чтобы жениться»). Для того, чтобы понять, как и когда появилась данная традиция, Кимберли должна была обратиться к источникам. Так она начала работать с архивными данными в Кыргызстане. В архиве Казахстана также имелось много источников, относящихся к теме (в свободном доступе нашлось около 10 тысяч документов)! Оказалось, что у казахов, как и у киргизов, также существовала эта необычная традиция.

«Мне стало интересно, как семейные отношения в целом изменились во время колонизации, так как, на мой взгляд, появление таких обрядов (или их частные случаи) отражают некие политические изменения в регионе», - комментирует развитие своих исследований Кимберли.

На вопрос о том, к какому времени относятся первые письменные документы эпохи Российской империи о жизни людей в Казахских степях, Кимберли отвечает, что начало архивам было положено в 50-х годах XIX в., поскольку именно к этому времени было налажено регулярное делопроизводство. Интересно, что основные источники, которыми она пользуется для изучения социальной и семейной жизни обитателей казахских степей – это жалобы и прошения. Возникновение таких письменных документов связано с оформлением на этой территории государственного аппарата. С 1801 по 1845 г. все еще существовал и Младший, Средний и Старший жузы, управление этой территорией, лишь формально входившей в состав Российской империи, осуществлялось через Министерство иностранных дел. Постепенно происходила централизация, казахи и киргизы все чаще стали обращаться органам власти Империи. То, что изучает Кимберли – это момент перехода, когда началась масштабная российская колонизация и жители этого региона должны были построить новую систему взаимоотношений с властью. Этот процесс означал коренное изменение системы управления. В первой четверти XIX в. ханская власть была ликвидирована, вместо нее были созданы восемь окружных приказов, во главе которых стояли председатели. Люди учились писать жалобы и прошения, которые нужно было хранить и обрабатывать – так и появились первые архивы.

Кимберли замечает, что если раньше она уделяла большое внимание традициям и обрядам, но сейчас сосредоточена на вовлеченности людей в функционирование бюрократической машины, которая начала работать после отмирания институтов Ханства. Какие люди участвовали в ее работе, и какие результаты им эта работа принесла? Теперь ей интересна не сама жизнь людей и их традиции, а то, как о них можно узнать через архивные ресурсы, и какие силы были привлечены для создания этих документов.

С установлением новой системы люди получили возможность рассказать о своих трудностях. К сожалению, конечный результат не всегда фиксировался на бумаге, и мы не можем точно сказать, решались ли указанные проблемы в реальности.
Отвечая на вопрос о том, почему в наше время интерес к изучению казахского региона возрастает, Кимберли замечает, что исследования зачастую обусловлены политическими причинами. Бытует мнение, что российская колонизация помешала развитию Казахстана на его естественном пути.. История Казахстана всегда была политизирована, в силу своего географического положения и богатых природных ресурсов, именно поэтому даже сейчас там сталкиваются интересы США, России, Китая и даже Великобритании!

Мы также поговорили с Кимберли о методе включенного наблюдения, о том, важно ли глубоко погружаться в культуру изучаемого региона и участвовать в его жизни

«Да, конечно, важно, - считает Кимберли, - но для меня лично это было очень тяжело по причине сильной культурной дифференциации. Американцы в целом очень быстрая и суетливая нация, и для меня было трудно попасть в абсолютно другое временно пространство! Когда я была в Казахстане, я жила в семье, где соблюдались все местные обычаи. Хотя мне они были очень интересны, я не решилась принять в них участие, особенно в казахских продолжительных застольях. Наверное по причине этой трудности я все таки стала историком, а не антропологом! Но все же, история Казахстана теперь часть меня, и, пожалуй, я не могу представить свою жизнь без нее».

Самым сложным этапом своего исследования Кимберли считает систематизацию информации, полученной из источников. Она признается, что у нее часто случаются затруднения с переводом документов. Проанализировав около 30 источников за один день и отобрав только лишь 5 из них, исследователь чувствует, что теряет детали.

«Мне кажется, что главная проблема современной истории – это то, что она стала более специализированной, - комментирует современную ситуацию Кимберли,- если раньше исторические книги являлись настоящим историческим достоянием и писались для общества, то теперь историки пишут для историков. Из-за этого мы больше не имеем соприкосновения с обычными людьми».

 

 

Подготовили Лилия Болячевец и Ксения Литвиненко