Олимпиадный подход к истории
Александр Семенов, декан факультета истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург рассказывает о том, чем задания олимпиады отличаются от тестов ЕГЭ, и как будущему историку помогут походы в музеи и чтение русской литературы
В этом году три из 25 студентов факультета истории поступили по результатам олимпиады. Это неплохой процент, но мы будем рады его увеличению. На факультете истории в Москве «олимпийцев» больше.
Сейчас общество ожесточенно спорит о том, эффективно ли, объективно ли ЕГЭ. В отношении истории я разделяю критическую позицию, и чуть позже объясню причины этому, но в целом я поддерживаю Единый государственный экзамен, создающий единое федеральное пространство высшего образования, позволяющее в столичные престижные вузы поступать не только тем, кто живет в Москве или Санкт-Петербурге, но и из других городов России.
К сожалению, ЕГЭ по истории не содержит достаточно элементов для проверки исторического мышления и анализа. Очень часто тестовые задания единого экзамена сводятся к проверке фактов, по сути, это тест на память. И в этом смысле я приветствую распространение олимпиадного движения и рад, что в Вышке есть «Высшая проба», которая включает и олимпиаду по истории. Дело в том, что Олимпиада организована немного иначе, чем Единый Государственный Экзамен, там как раз есть возможность проверить склонность и навыки анализа, понимания текста, эпохи, процессов, их взаимосвязей. Мы будем рады работать со студентами, получившими опыт участия в олимпиадах, и надеемся, что наших будущих абитуриентов заинтересует участие в «Высшей пробе».
Мой совет тем, кто решится испытать свои силы в олимпиадах, не ограничивайтесь только чтением учебников. Читайте специальные и обобщающие исторические исследования, художественную литературу соответствующих исторических периодов – очень пригодится знания русской литературы XVIII, IX и XX веков, и ходите в музеи. Если вы решили стать историком одного запоминания дат и имен мало. Нужно обращать внимание на точки зрения, оценки, значения, интерпретации фактов. Это пригодится, когда придет время выполнения заданий олимпиады. Задавайте себе вопросы, например, что означает тот факт, что большую часть своего правления Петр I воевал? Как выглядит связь между внутренними и внешними направлениями петровской политики? Можем ли мы говорить, что внутренние реформы стали ответом на поражения в войне, и необходимостью мобилизации ресурсов на ведение Северной войны, можем ли мы убедительно доказать эту точку зрения? Вот такие интерпретационные, объяснительные ответы придется давать.
Будущему историку нужно знать историю культуры, владеть материалом, быть способным к определению жанра, стилистики и специфики эпохи. Если в голове только абзацы из учебника, сложно будет, например, проанализировать картину художника как исторический источник. Ищите способы пополнения своего понимания прошлого за счет истории литературы, искусства, архитектуры.
Подготовила Татьяна Чернова