• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Победителем быть сладко

Научный руководитель факультета истории профессор Евгений Анисимов о подготовке и участии в олимпиадах

Самое главное, любить свой предмет. Принудительно ничего не получается. Нужно любить историю, и не вообще, а что-то очень конкретное, какой-то ее аспект. Мне, например, сейчас очень нравится ранняя история Англии: такая интересная эпоха правления короля Артура, которого, как известно, на самом деле не было.


Олимпиада очень важна для общего развития. Я историк-профессионал, но не читаю все книжки подряд. Нужно читать литературу тогда, когда это нужно. Подготовка к олимпиаде – это хорошая возможность быстро расширить свой диапазон.

Недавно я издал книгу, называется «История России и мира», это такая хронология мировых событий, которые происходили параллельно русской истории и как-то влияли на нее. Я хочу сказать, что когда начинаешь заниматься параллельной историей, то получаешь огромное удовольствия, представляя, что в это время происходило в России. Поэтому нужно широко раскрыть глаза и читать, читать книги, которые позволяют охватить взглядом всю историю России. Какие это книги? Учебники читать не надо, учебники только сушат мозг и тупят чувства. Нужно изучать научно-популярную литературу и работать с конкретными периодами. Я могу посоветовать свои книги – «История России от Рюрика до Путина», «Императорская Россия» и мою хронологию. Есть и другие исследования подобного рода, я уверен, что те, кто готовится к олимпиаде, найдут их. Бывают замечательные тематические книги: «Викинги», «Славяне», например, с подробной историей отдельных этносов.

Еще один важный аспект – нужно держать острый ум, нужно уметь мыслить и достраивать в ответе то, что порой даже не задано в вопросе. Иногда по данной в задании иллюстрации можно увидеть решение задачи, нужно просто внимательно сопоставлять факты. К решению заданий олимпиады нужно идти спокойным, выспавшимся, не сытым, но и не голодным.

Хорошо учить историю в пересечении, то есть, изучая Средние века России, тут же интересоваться тем, что в это время происходило в других странах. Нужно суметь увидеть в тексте внутренние взаимосвязи, быть остроумным. Во времена Александра III был издан Ананасовый манифест. Иногда я даю студентам кусок из этого документ и прошу их объяснить название. И выясняется, что все просто, все от того, что манифест начинается со слов: «А на нас господь возложил…». Троечнику с живым воображением легче ответить на этот вопрос, чем отличнику, боящемуся ошибиться.

Я желаю участникам «Высшей пробы» победы! Победителем быть сладко, а неудачник пусть плачет. Победитель – это уверенный в себе человек, идущий от победы к победе, вплоть до поступления в Высшую школу экономики, и дальше в своей профессии.

Подготовила Татьяна Чернова