• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эволюция музея: от «удовольствия через преодоление» к мульмедийному комплексу

Доцент кафедры гуманитарных наук Юлия Иванова — об образовательных инновациях и будущем музеев.

— Юлия Викторовна, расскажите, пожалуйста, о гранте Фонда образовательных инноваций ГУ-ВШЭ, который Вы выиграли?

— Грант называется «Проведение семинарских занятий по истории мировой культуры в залах Государственного Эрмитажа» и касается разработки новых методик проведения семинаров. Такой новой методикой для Высшей школы экономики стали семинары по курсу культурологии, проводимые в Эрмитаже.

В ходе проведения подобных семинаров студенты должны освоить новые знания и навыки. А именно - приобрести и закрепить основные знания об истории важнейших культур человечества; выработать умение находить информацию по выбранной теме и выделять особенности и базовые ценности данной культуры; познакомиться с всемирно известными экспонатами Государственного Эрмитажа; научиться раскрывать историко-культурную суть подлинных музейных предметов и в доступной форме доносить информацию до коллег-студентов; сформировать понимание специфики различных, прежде всего ранее существовавших культур и выработать толерантное отношение к ним; научиться формулировать корректные вопросы по сообщениям других студентов и отвечать на вопросы, задаваемые преподавателем и студентами по теме собственной мини-экскурсии (студенты в процессе проведения мини-экскурсии могут задавать уточняющие вопросы докладчику, а он, в свою очередь – вопросы всем присутствующим, включая преподавателя).

Таким образом, занятия получаются интерактивными, позволяют сформировать коммуникативные навыки и включить студентов в процесс музейной инкультурации. Для иногородних студентов 1 курса подобные занятия зачастую являются первым опытом знакомства с коллекциями Эрмитажа как части современной культуры Санкт-Петербурга, России и мира. Восприятие информации о музейных коллекциях происходит при посредничестве коллег-студентов, обычно на понятном большинству аудитории языке и с акцентом на интересующие данных студентов конкретные темы. При этом музейные занятия обладают рядом уникальных свойств, не дублируемых иными способами представления информации.

Суть в том, что на таких семинарах студенты подготавливают и проводят экскурсии по тем экспонатам, которые они сами заранее выбрали. Например, мы проходим историю культуры Древнего Египта. Приходим, соответственно, в Египетский зал Эрмитажа. Студент делает небольшую презентацию, а дальше любой из присутствующих может задать вопросы. Такая методика позволяет усваивать и затем активно использовать различные учебные и коммуникативные навыки. Задачами подобных занятий являются следующие: познакомить студентов с историей и культурой мира и музейными коллекциями Петербурга, закрепить навык вести дискуссию, не употреблять аргументы ad hominem, задавать умные и корректные вопросы. Подобная активность поощряется дополнительными баллами. С одной стороны, мы пытаемся создать образовательное дисциплинарное пространство, с другой – сферу творчества, где можно рассказать о том, что тебе интересно.

— Как давно такие семинары проводятся?

— С тех пор, как я читаю культурологию в «Вышке». Осенью будет пять лет. Такие семинары нам со студентами очень помогают – это возможность посмотреть фактуру. Вместо того, чтобы просто рассказывать про египетский культ мертвых, мы придем и посмотрим настоящую мумию, которой 3000 лет, обсудим, как обращались с мертвыми, увидим папирус, на котором нарисован суд над душой умершего. Информация усваивается лучше за счет включения в жизненный опыт. Одно дело знать, что есть мумия, другое дело – все увидеть своими глазами.

— Место музея в современном мире – один из ваших научных интересов. Как Вы считаете, какие концептуальные изменения сейчас происходят?

— Определенная часть музеев (ориентированных на инновационные методы работы) стала активно реагировать на запросы современной публики, превратившись в полифункциональный культурный центр. Традиционный интерес к музеям – это интерес к подлинным вещам, ради которых мы преодолеваем пространство, платим деньги за вход, боремся с усталостью, различными неудобствами и запретами – нельзя говорить по мобильному, нельзя бегать, нельзя шуметь. Теперь в дополнение к уникальным вещам музей предоставляет больше околомузейных или немузейных сервисов. В наши дни в музей можно прийти как в ресторан, или как в Интернет-кафе, например, в Эрмитаже. Кроме того, это и образовательные услуги, и возможность проведения фестивалей, концертов, праздников. Среди музеев, конечно, тоже есть свои либералы и консерваторы: одни так и живут по старинке – водят классические экскурсии, устраивают выставки традиционного типа, а есть очень активные музеи, осваивающие новые пространства, придумывающие какие-то новые типы экскурсий и принципиально новые форму работы.

В Петербурге дела с музейными инновациями обстоят неплохо. Например, если вы захотите отпраздновать день рождения своего ребенка в музее, главной проблемой для вас будет проблема выбора. Плюс, конечно, знаковое событие – «Ночь музеев», которая уже около пяти лет проводится в мае и собирает очень много зрителей. Кроме того, уже в течение десяти лет в конце сентября в разных музеях города открывается фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», проводимый институтом Pro Arte. Причем здесь интересно то, что если раньше этот фестиваль собирал довольно искушенную петербургскую публику, знающую Эрмитаж наизусть, то теперь очень часто фестивалем интересуются иностранцы.

— Как Вы считаете, существует ли в Санкт-Петербурге особенная ситуация в отношениях музеев и их публики?

— С одной стороны мы воспринимаем Петербург как город-музей, пытаемся законсервироваться, музеефицироваться. С другой стороны, музей активно расширяется в пространстве за счет новых околомузейных, внемузейных проектов. Например, музеи начали активно использовать такую форму работы, как пешеходные экскурсии – рядом со зданием музея, в ближайших кварталах. Я думаю в целом, такая благоприятная обстановка характерна все-таки только для Москвы и Петербурга. У нас больше возможностей, мы представители более западной, европейской традиции взаимодействия музеев с городом. Это та ситуация, когда музеи – особенно это видно в Петербурге – структурируют городское пространство. Нельзя приехать в Петербург и не посетить Мариинку и Эрмитаж. Все равно, что оказавшись в Париже, не побывать на Эйфелевой башне и не сходить в Лувр. Зачем тогда ехать в Париж?

— Как Вы думаете, какое будущее ожидает петербургские музеи?

— Если продолжиться та тенденция, которая проявляется сейчас, то музеи все больше будут становиться досуговыми, развлекательными центрами. Может быть, кино будут показывать. Может быть, еще что-то новое, я думаю, это в любом случае будут комплексные услуги в сфере культурного досуга. К чему стремятся современные музеи, это к тому, чтобы придя в музей утром, ты остался бы до вечера: походить по залам, потом посидеть в кафе, потом зайти в музейный магазинчик что-нибудь купить, потом снова пройтись по залам, потом дождаться вечернего концерта...

— Может быть, отели в музеях?

— Нет, все-таки нет (смеется). Музеи, наоборот, компактны. Вряд ли они будут освобождать экспозиционные залы под гостиничные номера. Обычно музею самому не хватает места: вещей больше, чем пространства, поэтому пожить в бывших покоях Романовых – это вряд ли. Хотя в том, чтобы почувствовать себя Екатериной Великой и, пройдясь вечером по Малому Эрмитажу сказать: «Всем этим любуюсь только я, да мыши»,- что-то есть...

— Какими исследованиями вы сейчас занимаетесь? Какие курсы будете читать в следующем году?

— Сейчас меня все больше интересует виртуалистика – то, как музеи представляют себя в Сети, проекты виртуальных музеев, виртуальных прогулок по музею. Это, с одной стороны, очень перспективное направление, с другой стороны, виртуальные сервисы часто заявляются, но на самом деле не имеют место быть. Например, на сайте написано «виртуальная экскурсия по музею», а вывешены только фотографии и небольшие аннотации к ним. На мой взгляд, виртуальная экскурсия должна давай эффект присутствия. Пока таких проектов, чтобы действительно можно было бы побродить по залам, нет.

Кроме того, меня интересуют и более общие, философские, культурологические аспекты – то, как меняется музейное пространство, как вещи видоизменяются в музее. Музейное пространство ведь меняет статус выставленной вещи, это негласная договоренность между людьми – если вещь выставлена в художественном музее, это искусство.

В следующем году, помимо культурологии я буду читать курс «Стили искусства», Искусство XX века» и «Музеи мира». Еще хотелось бы создать межфакультетскую программу, куда могли бы приходить студенты разных курсов. В рамках такого факультатива, можно было бы набрать небольшую группу в человек 15-20, где можно было бы рассказывать более узкие, специальные вещи, которые интересуют и студентов, и меня. В принципе, факультатив «Искусство ХХ века» можно было бы проводить для студентов разных факультетов. Тогда проще было бы набрать группу для преподавания им довольно специальных знаний. Лучше, чтобы студенты на этом факультативе были не младше 3 курса, так как теоретическая общекультурная канва рассматриваемого искусства требует определенных довольно обширных знаний в background’е. По своему опыту скажу, что на факультативы, связанные с изучением различных аспектов бытия культуры обычно приходят умные, думающие, хорошо эрудированные студенты с сильной мотивацией для знакомства с новыми сведениями. С такой аудиторией всегда интересно и увлекательно работать.

— Большое спасибо за интервью! Удачи в инициативах!