• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетская Америка

Недавно из рабочего вояжа по университетам Северной Америки вернулась группа преподавателей ГУ-ВШЭ. В составе делегации был старший преподаватель кафедры экономической теории питерского кампуса Высшей школы экономики Александр Красильников. Мы публикуем рассказ Александра

о том, как вузы Северной Америки применяют информационные технологии в своем процессе обучения.
В Америку мы отправились изучать опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс для того чтобы понять какой путь прошли информационные технологии чтобы из модной игрушки превратиться в эффективный повседневный инструмент, и какие уроки мы можем усвоить, не повторяя чужие ошибки. Однако, заметка почти не об этом.

Библиотека без книг

Первое что можно отметить - это перевод библиотек в электронный вид. Так, в юридической школе университета Джорджтауна мы не увидели библиотеку в привычном для нас смысле: помещении со стеллажами от пола до потолка, забитыми разноформатными книгами и журналами... Основное помещение в несколько этажей в высоту используется исключительно в качестве читального зала, а все стеллажи заполнены книгами одного размера в одинаковом переплете.

Оказалось, что стоят они исключительно в качестве декора, и никому в голову не придет их читать, а библиотеку студенты используют исключительно как место, где в спокойной обстановке можно позаниматься за ноутбуком. Все массивы специальной литературы (материалы дел и законодательство) давно переведены в электронный вид, информация размещена в электронных библиотеках, к которым у каждого студента есть индивидуальный доступ.

Поставить преподавателю «неуд»

Оказалось, что в MIT нет практики закрепления курса за преподавателем, который читается из года в год. В университете работает много исследователей, в нагрузку которых время от времени входит чтение студентам лекций по тематике собственного исследования. Поточные лекции по общеобразовательным предметам чаще всего читаются раз в несколько лет попеременно.

Мне показался интересным и подход к оцениванию студентами преподавателя в некоторых университетах. Формально, подобное оценивание не является обязательным, и, тем не менее, если студент ставит оценку тому или иному преподавателю, то он имеет право узнать свою оценку по данному предмету на неделю раньше. Что еще приятно, студент узнает оценки за сессию централизованно за все предметы сразу и у преподавателей естественным образом не возникает проблемы «быть третьим отчисляющим».

Кстати, оценки студентов составляют определенного рода тайну и в интернете на больших листах формата Excel не появляются: считается, что такие действия нарушают право на тайну личной информации. Такая приватность к тому же снимает множество вопросов к преподавателю. Единственное, что является достоянием публичности, это итоговая оценка - рейтинг студента.

О конкуренции и продвижении


В Америке мы были в период каникул, но, тем не менее, американских студентов увидеть нам довелось, поскольку в летний период работают курсы повышения квалификаций, летние школы обменов. И так как студенты остаются на территории, пусть и в меньшем количестве, чем во время учебы, то все подразделения, которые у нас на летний период, как правило, закрываются (столовая или буфет), там работают. Или сувенирные магазины, например. Скорее всего, они не рассматриваются как зарабатывающие подразделения, работают как весьма успешные имиджевые предприятия. Действительно, очень приятно было увидеть огромное количество предметов, хорошего качества и с символикой университета по цене аналогичного небрендированного товара. При желании, любой может найти и приобрести для себя что-либо полезное в этом магазине, и затем стать ходячей рекламой университета. А если преподаватель приобретет какой-либо товар из детского отдела, то ходячая реклама будет как минимум в два раза эффективнее. Нужно признать, что их политика продвижения университета намного сильнее, чем в российских вузах.

На территории MIT расположен огромный двухэтажный книжный магазин популярной сети с большим отделом сувенирной продукции, а в непосредственной близости, в паре кварталов, находится точно такой же магазин, но уже на территории кампуса университета Гарварда. Турист, желающий приобрести сувениры из двух ведущих вузов должен будет совершить экскурсию по обоим магазинам – как в MITшном магазине не будет вещей гарвардского университета, так и наоборот.

И позволю себе закончить интересным наблюдением - «конкурентами» друг друга называть у них не принято, когда в стенах MIT необходимо произнести название ближайшего соседа, это всегда звучит как «университет дальше вниз по реке». Без открытого или скрытого противостояния, их конкуренция построена не на том, чтобы сравнивать себя с кем-то, а на том, чтобы привлекать к себе лучших студентов, преподавателей и спонсоров за счет улучшения качества работы, бизнес-процессов и постоянного самосовершенствования.

Ссылка