• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология гражданства в Атланте

Ольга Гурова, доцент кафедры методов и технологий социологических исследований о ежегодной конференции Американской социологической ассоциации (ASA).

14-17 августа в Атланте прошла ежегодная конференция Американской социологической ассоциации (ASA). Вышку представляли: первый проректор ГУ ВШЭ Вадим Радаев, сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Зоя Котельникова и Атланта - столица американского «Нового Юга», город, который известен тем, что в нем располагаются главные офисы компаний Coca-Cola и CNN, дом-музей Маргарет Митчелл, есть огромный океанариум, а в названиях улиц торговых центров и небоскребов присутствует слово «peachtree» - персиковое дерево, которое на самом деле является переводом на английский язык названия находившегося здесь ранее поселения индейцев. В дни конференции город, центр которого из-за жары оказался безлюдным (люди предпочитают находиться в кондиционированных помещениях) и очень чистым, был заполнен социологами, а также пилотами самолетов, которых здесь много по той причине, что в небольшой Атланте (численность населения в городе чуть более 500 тыс. чел.) располагается один из самых больших хабов в Северной Америке – международный аэропорт Hartsfield-Jackson.

Тема конференции - «К социологии гражданства: инклюзия, участие, права». Однако тематика более 600 сессий выходила за рамки этой темы и по традиции соответствовала структуре Американской социологической ассоциации, включающей около 50 секций - от социологичческой теории до социологии животных. Количество зарегистрированных участников конференции в этом году - ок. 3700 чел.

Конференция одной из самых сильных социологических ассоциаций в мире состоялась уже в 105 раз, Ассоциация была основана в 1905 году. Обычно ежегодные конференции такого рода проводятся в крупных сетевых отелях, рассчитанных на несколько тысяч человек. В Атланте социологи собрались в Hilton Atlanta и Atlanta Marriott Marquis. Соединенные крытым переходом гостиницы, последняя из которых была похожа, по словам участников, на «нутро кита», из-за формы здания и розоватого оттенка стен, были, тем не менее, очень удобны, поскольку позволяли проводить множество мероприятий – пленарных заседаний, сессий, круглых столов, ярмарок и встреч, в одном месте. Посещающим конференцию в первый раз рекомендуют селиться в «официальном» отеле, чтобы почуствовать «дух» конференции. По впечатлениям, сложившимся у меня в результате посещения нескольких сессий, конференция предназначена не только и, может быть, даже не столько для глубоких дискуссий. Жесткий формат конференции и крайне ограниченные временные рамки оставляют мало времени для острой полемики (на сессию, в которой может быть до 5 докладов, выступление организатора и дискуссантов, выделяется 1 час 40 мин.). По этой причине участие в конференции – это, прежде всего, создание и активизация научных связей и сетей. За короткий промежуток времени исследователи заявляют о своей теме, находят друг друга, обмениваются визитками и общаются за кофе или ланчем. При этом американская академическая культура устроена так, что молодые ученые, которые только начинают делать первые шаги и зарабатывать имя, имеют возможность встретиться за ланчем или кофе со светилами, не испытывая преград жесткой иерархии.

Мой доклад был принят в одну из секций по социологии потребления. Удивительно, что в Американской социологической ассоциации постоянно действующая секция (section) по социологии потребления отсутствует. Факт отсутствия в мировой мекке потребления такой секции дает богатую пищу для размышлений. Однако процесс институционализации начался. В этом году была создана инициативная группа, организовавшая сбор подписей в поддержку создания такой секции к следующей конференции в Чикаго в 2011 г.

На прошедшей конференции сессии по потреблению проходили в рамках секций «Культура» и «Гендер». Теме потребления была посвящена регулярная сессия (regular session) «Потребители и потребление в изменяющихся социальных контекстах» и сессия «Гендер и потребление». Сессию «Потребители и потребление в изменяющихся социальных контекстах» организовала ассоциированный профессор факультета социологии и антропологии университета Джорджа Мэйсона (George Mason University) Эми Л. Бест (Amy L. Best), автор книг о роли автомобиля в молодежной культуре и об американских школьных выпускных вечерах (prom). Университет Джорджа Мэйсона включен в проекты с ГУ ВШЭ, поэтому общение с профессором Бэст было не только по поводу социологии потребления, но и поводу сотрудничества ГУ ВШЭ и Университета Джорджа Мэйсона. Вторая сессия была организована известным социологом Джульет Шор (Juliet Schor), профессором Бостонского колледжа (Boston College), автором книг о детском потреблении «Born to Buy», перепотреблении в Америке «Overspent America» и др. Американская университетская социология известна сильными количественными исследованиями, однако в соответствующих секциях были представлены как количественные, так и этнографические исследования. Одна из самых популярных тем – политический консюмеризм, суть которого состоит в том, что потребление становится выражением осознанных интересов и сферой проявления гражданских прав и сознательности. К политическому потреблению относится бойкотирование определенных продуктов, производителей или продавцов по разным причинам, например, отказ посещать рестораны быстрого питания из-за использования генетически-модифицированных продуктов или отказ от покупки кроссовок определенного брэнда из-за нарушений прав рабочих на фабриках. Другой вид политического потребления – поддержка производителей или продавцов посредством покупки их продуктов.

В целом, опыт конференции оказался очень плодотворным, и я советовала бы всем, кто планирует или уже занимается социологией профессионально, если будет такая возможность, съездить на главную конференцию американских социологов.