• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука о праве и теория права

Михаил Антонов, заведующий кафедрой теории и истории права и государства, о международной конференции по философии права в Оксфорде (Великобритания)

8 и 9 сентября 2010 на юридическом факультете Оксфордского университета прошла представительная международная конференция «Наука о праве и теория права» («Legal Science and Legal Theory»), посвященная 50-летию выхода в свет второго издания ключевой работы «Чистая теория права» известнейшего правоведа XX века Ганса Кельзена. В конференции участвовало более 40 ученых и исследователей, преимущественно из Европы, в том числе и М.В. Антонов, заведующий кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Вышки.

Конференция была организована Оксфордским университетом совместно с университетами Вены (Австрия) и Буэнос-Айреса (Аргентина). Она собрала известных специалистов в области нормативного анализа права, а также ведущих исследователей творчества Ганса Кельзена. В 24 пленарных докладах, по 8 в каждый день конференции, обсуждались центральные проблемы современного теоретического правоведения в ракурсе вопросов, поднятых и изученных на страницах произведений Кельзена.

Из событий первого дня особенно интересными показались доклады Отто Пферсмана (Германия) «Чистая теория права и общее право: действительно ли является чистая теория общей теорией права?», Лесли Грина (Великобритания) «Фикционализм Кельзена» и Стенли Полсона (Великобритания) «Великая загадка: основная норма Кельзена».

Во второй день особенно запомнились доклады Евгения Булыгина (Аргентина) «Кельзен о полноте и непротиворечивости права» и Мартина Боровски (Германия) «Уравновешивание и иерархия». В третий, заключительный день конференции любопытный сравнительный анализ концепции Кельзена и теории правового реализма был предложен итальянцем Пьерлуиджи Кьяссони («Является ли чистая теория права квази-позитивистской?») и шведской исследовательницей Утой Биндрейтер («Ганс Кельзен как реалист»). 

Программа конференции была очень насыщенной, с 9 утра до 7 вечера шли доклады, а вечером для участников организовывались совместные ужины, где в приятной обстановке можно было продолжить обсуждение с коллегами. Времени на детальный осмотр самого Оксфорда не осталось, но меня это особо не расстроило, поскольку в этом славном университетском городке я уже раньше бывал. Сама центральная, историческая часть города достаточно небольшая, при желании ее можно обойти за пару-тройку часов. Правда, при этом не успеть посетить здания многочисленных колледжей – основных достопримечательностей Оксфорда, где в далекое средневековье началось развитие английской науки.

Можно было бы спросить, а почему организаторы выбрали именно английский Оксфорд для конференции о творчестве австрийца Кельзена? Думаю, что выбор неслучайный и в чем-то даже символичный. Во-первых, Кельзен, в отличие от многих немецких и австрийских правоведов, оказал достаточно серьезное влияние на развитие англо-американской философии права, в этом плане для англичан и американцев он является наиболее известным континентальным правоведом XX века, работы которого изучались наряду с трудами таких классиков правового позитивизма, как Иеремия Бентам или Джон Остин.

Нужно заметить, что последние годы своей жизни Кельзен преподавал в США, практически все его работы переведены на английский. В немалой степени под влиянием идей Кельзена во второй половине XX века в философии права сложился так называемый оксфордский позитивизм (Герберт Харт, Джозеф Раз и многие другие), для которого характерно стремление к всеобъемлющему анализу логико-нормативной структуры права. Хорошо известен Кельзен и в Буэнос-Айресе, куда он неоднократно приезжал с лекциями, и где под его влиянием была создана очень сильная научная школа. А о значимости Кельзена для его родного Венского университета говорить излишне; можно лишь упомянуть, что несколько лет назад правительством Австрии был создан специальный Институт Кельзена, члены которого работают над творческим наследием мыслителя.

Да и российским теоретикам права имя Кельзена известно достаточно неплохо – его теория в ряде моментов совпадала с постулатами марксистко-ленинской теории права, для которой также был характерен этатистский подход. Поэтому Кельзен часто цитировался, особенно в 20-30 годах прошлого века, когда собственно и шло становление советской науки о праве, хотя в силу идеологических причин труды этого замечательного австрийского правоведа оставались практически недоступными советским исследователям в последующие годы. Ситуация несколько изменилась после окончания советского периода нашей истории, в конце 80-х вышли реферативные сборники с подборкой переводов текстов из произведений Кельзена. Но для полного знакомства с идеями австрийского ученого этого недостаточно.

Вопрос о рецепции идей Кельзена в Советской России вызвал оживленный интерес у всех участников конференции, с кем мне удалось пообщаться. Еще больший интерес вызвало обсуждение планов дальнейшего знакомства российской научной общественности с концепцией этого замечательного австрийского правоведа, в частности по переводу его работ на русский язык, проведению в России соответствующих тематических конференций и симпозиумов. Надеюсь, что эти планы удастся в той или иной степени реализовать.