Работа судьи - работа, на которую идешь как на праздник, а уходишь с удовольствием
Интервью с заслуженным юристом Российской Федерации, преподавателем юридического факультета Натальей Геннадьевной Никоновой
- Я начала работать секретарем районного суда еще до получения юридического образования. После окончания юридического факультета СПбГУ была избрана судьей районного суда Фрунзенского района. У меня были сомнения по поводу выбора профессии: уже тогда понимала насколько это сложно быть судьей. Однако партия настояла, и пришлось подчиниться. Затем последовало назначение судьей городского суда. Отработав в итоге в качестве судьи 20 лет, я вышла в отставку и начала заниматься адвокатской деятельностью, которой посвятила еще 9 лет.
Мы знаем о том, что Вам была присвоена награда - почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», являющаяся признанием Ваших высоких профессиональных качеств, профессиональных побед.
Расскажите, пожалуйста, о последних.
-Так получилось, что на моих глазах, с моим участием прошли реформы, связанные с крушением советской правовой системы и возникновением новой – российской. После падения СССР в обществе появились новые отношения, а законодательство при этом оставалось прежним. В таких условиях нам, судьям, нужно было защищать интересы лиц, обращавшихся за защитой. Так, мне довелось первой рассмотреть дело, связанное с деятельностью инвестиционных фондов («Гермес»). Данный род отношений не был урегулирован действовавшим тогда Гражданским кодексом, не было и возможности сослаться на акты Конституционного Суда. Поэтому решение по данному делу пришлось принимать самостоятельно, не оглядываясь на предшествующий опыт или законодательство. Оно к тому же стало «прецедентным» для других судов. Мы, судьи, чувствовали тогда, как «творим» право. В условиях законодательного вакуума в отношении приватизации я впервые использовала тогда мотивировку, воспринятую и другими судьями: «…при жизни выразил волю на приватизацию». Возвращаясь к награде, хочу отметить, что многие десятилетия в сторону судейской деятельности никто не смотрел. То, что судей стали отмечать, поощрять, является свидетельством роста престижа данной профессии, указанием на то, что судебная власть является третьей властью.
Многие студенты испытывают сложности с выбором будущего направления юридической деятельности. Наталья Геннадьевна, учитывая Ваш опыт, как Вы оцениваете профессию судьи?
-Работа судьи удивительно интересна. Если человек профессионал, любит свое дело, он будет и независимым, и свободным. Мои двадцать лет судейской деятельности пролетели как одно мгновенье. Работая судьей, чувствуешь себя нужным, востребованным что, в общем-то, и делает нас счастливыми. Это работа, на которую идешь как на праздник, а уходишь с удовольствием. Однако предостерегу, что это еще и очень тяжелая профессия, требующая высокой степени самоотдачи.
Наталья Геннадьевна, на юридическом факультете Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Вы читаете курс «Судебная защита налогоплательщиков», каковы его основные задачи и особенности, на чем Вы делаете акцент?
- Целью курса является введение в налоговое законодательство. Студентам он служит напоминанием того, что они изучали ранее, имеется в виду налоговое право, и этапом для подготовки к завтрашней практической деятельности. Поэтому неслучайно проведение курса осуществляется на пятом году обучения. Особенностью же является то, что мы не ограничиваемся только изучением теории, а делаем акцент на ее соотношении с практикой. Дело в том, что последняя развивается нередко по-другому пути, нежели чем указано в опубликованных источниках. Совершая «восхождение» от практики к теории, в рамках данного курса со студентами мы концентрируем наше внимание главным образом на постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, являющихся фундаментом налогового права. Дело в том, что одна и та же норма после очередного Постановления Конституционного Суда может получить совершенно другое содержание. Полагаю, что необходимо постоянно возвращаться к данному источнику права, внимательно изучать и учиться расшифровывать юридические тексты. Именно это и является особенностью нашего курса.
А как реагируют студенты на Ваши лекции?
-В начале мне казалось: студентам не очень интересно. Однако позже заметила, как они поправляют меня, обращают внимание на некоторые нюансы, что является свидетельством их заинтересованности и подготовленности. Сейчас, мне кажется, им нравится настоящая дисциплина, нравится то, что они могут «увидеть» взаимосвязь теории и практики. В будущем в рамках данной дисциплины планирую сделать еще больший акцент на этой связи. Однако отмечу, что для студентов это очень не простой курс, так как он требует большой подготовки и активной аналитической работы.
Наталья Геннадьевна, спасибо большое за интересное интервью.