• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для того, чтобы опубликоваться в известном международном журнале, связи не нужны

В международном издании появилась статья преподавателей кафедры экономической теории Евгения Антипова и Елены Покрышевской.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе и своих научных интересах. Как
появилась статья?


Евгений Антипов: Мы с Еленой образуем что-то вроде небольшой исследовательской группы и занимаемся эмпирическим анализом фирм и рынков. Нам интересно демонстрировать в своих работах то, как фирмы и академические исследователи в области исследования отраслевых рынков и маркетингового моделирования могут максимально полезным образом использовать данные, находящиеся в открытом доступе. Например, нам интересно объяснить, почему с развитием интернет-торговли сохраняется дисперсия цен на один и тот же товар, даже если этот товар представлен многими магазинами на едином веб-сервисе для сравнения цен. Или, например, чем обусловлена удовлетворенность клиентов интернет-магазинов? Что отражают рейтинги товаров в Интернете – только качество товара или все-таки люди принимают во внимание цену, затрудняя использование рейтингов как сигналов качества? Как можно максимально точно измерить ценовую премию за бренд? Поиску ответов на эти и другие интересные вопросы будут посвящены ближайшие годы наших исследований.

Елена Покрышевская: Нам нравится, когда использование исследовательских подходов дает какое-то полезное знание как коллегам по академическому сообществу, так и фирмам, причем сразу многим, а не какой-то конкретной. Кроме того, если эмпирические результаты со временем устареют, то сама идея использования тех или иных данных, а также модифицированный инструментарий анализа данных будут актуальны очень долго. Поэтому в наши интересы входит прикладная эконометрика и анализ данных вообще. Примером работы, в которой описан новый подход к анализу данных, является наша статья "Applying CHAID for logistic regression diagnostics and classification accuracy improvement" в Journal of Targeting, Measurement and Analysis for Marketing.

- Основные тезисы?

Евгений Антипов: Мы решили актуальную проблему диагностики моделей бинарного выбора. Это модели, с помощью которых объясняют и прогнозируют исход вида «да/нет» (или 1/0). В медицине точность моделей определения того, есть у больного ВИЧ или нет, очень высока. В маркетинге таким образом разрабатывают достаточно точные модели, определяющие, откликнется человек на предложение или нет, уйдет ли он из компании в ближайшее время или нет. В экономике с помощью таких моделей формализуют выбор индивидов или правительства: работать или учиться, быть предпринимателем или наемным работником, таргетировать инфляцию или нет. Или, например, то, будет инновация успешной или нет и т. п. Обычно исследователи ориентируются на то, как модель работает в среднем, и не знают, какие сегменты наблюдений проблемные. Мы предложили подход, который позволяет выявить проблемные сегменты, для которых затем можно построить отдельную модель, используя те же переменные или прибегнув к помощи экспертов.

Елена Покрышевская: Можно сравнить это с постановкой диагноза пациентам с помощью экспертных систем: стандартная экспертная система ставит диагноз, а наш подход позволяет сказать, насколько вероятно, что экспертная система в данном конкретном случае ошиблась. В результате, когда риск ошибки высок, нужно провести более детальный анализ такого пациента (в экономико-управленческом контексте пациент – это потребитель или домохозяйство).

- Как появилась идея отправить статью в Journal of Targeting, Measurement
and Analysis for Marketing? Несколько слов об издании.


Евгений Антипов: Поскольку мы занимаемся актуальными вопросами анализа данных в экономике и менеджменте, хотелось поделиться идеями не только с российскими специалистами, которых пока в этой области крайне мало. А поскольку английский язык мы с Еленой знаем и любим, да и ведущие российские ученые читают по-английски, то мы решили публиковаться в иностранных журналах. И, конечно, с учетом того, что в ведущих иностранных журналах публикуется обычно не более 15% присланных со всего мира статей и все они проходят настоящее рецензирование, зарубежные публикации лучше подтверждают квалификацию исследователя.

Елена Покрышевская: При выборе издания мы ориентировались на то, чтобы журнал был включен в базу SCOPUS, так как это критерий для академической надбавки за иностранную статью в нашем университете, и в список ABS (Ассоциации Бизнес-школ), так как это критерий, используемый, например, в Высшей Школе Менеджмента СПбГУ. Кроме того, важно было убедиться, что цикл публикации не слишком большой – в среднем в этом журнале он не превышает двух лет, мы уложились за год, поскольку существенных недочетов в статье не было обнаружено. Журналы, в которых на этапе редактирования или рецензирования сейчас находятся наши другие статьи, имеют плюс к этому еще и очень высокий импакт-фактор, то есть уровень цитируемости статей, публикуемых в них.

- Может быть, какие-то советы для молодых ученых, которых интересует
возможность опубликоваться в международном журнале?


Евгений Антипов: Для публикации в приличном зарубежном журнале Вам не нужны какие-либо знакомства. Они там, как правило, не помогают. Например, статьи известного экономиста Дарона Асемоглу нередко отклоняют в журналах, где он сам является членом редколлегии. Большинство зарубежных журналов являются ВАКовскими, то есть подходят для публикации результатов диссертаций.
Редактор и рецензенты чаще всего смотрят на то, насколько обоснованны выводы и насколько автор знаком с существующей литературой по данному вопросу. В связи с этим практически необходимо знакомство с основами построения теоретических моделей, эмпирическим анализом и активное использование электронных ресурсов ВШЭ, которые агрегируют почти все необходимые иностранные журналы. Лучше подтверждать свои выводы данными (с помощью эконометрического анализа или калибровки модели). Например, к каждой статье в журнале American Economic Review автор практически обязан приложить набор данных, который потом становится доступен для широкого круга исследователей. И хотя эконометрика не позволяет сказать точно, верна теория или нет, накопление эмпирических исследований ведет к определенным эмпирическим обобщениям, выявлению устойчивых закономерностей, которые, безусловно, полезны.

Елена Покрышевская: Важно также получить навыки использования современных исследовательских методов. Исследователям, желающим начать использовать базовый эмпирический анализ, советую познакомиться с пакетом SPSS, справочная система которого включает множество кейсов, помогающих освоить методы анализа данных на практике. Другой вариант, более основательный, – пройти обучение на сильной исследовательской магистерской программе, вроде нашей программы «Математические методы анализа экономики». На ней каждый день встречаешься с очень сильными исследователями, которые, независимо от области их исследований, оказывают огромное влияние на магистрантов. Людей с таким высоким уровнем интеллекта, исследовательским и жизненным опытом сложно встретить где-то еще. На этой программе учат не замещать экономику математикой, а грамотно и к месту применять математические методы в экономических исследованиях.