Анализируй тело
Елены Омельченко, профессор Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге рассказала читателям "Делового Петербурга" о телесных практиках, и о том, чем есть является тело в социологии
Общество Идеал вечной молодости
Советская социальная наука телу как предмету исследования уделяла мало внимания, советский человек чаще рассматривался с точки зрения его моральных ценностей, духа, сердца. В то же время советская власть управляла человеком, контролируя его телесные практики, прямо или косвенно определяя, как он должен выглядеть, какие прически носить, насколько оголиться.
Французский философ Мишель Фуко в своих работах показал специфику современных государств и власти в этих государствах, которые с помощью формальных и неформальных механизмов контролируют не только жизненный путь человека, но и его тело. И со временем способы и типы этого контроля становятся все более изощренными. Революция 17-го года принесла с собой и свежий взгляд на тело. Мы все знаем об идеологии свободной любви Александры Коллонтай и о параде обнаженных на Красной площади. Со временем система стабилизировалась, стала проводиться воспитательная работа, и тело закрылось. Посмотрим искусство Третьего рейха и СССР. При всей своей закрытости там присутствует обнаженная натура.
Она выражает все что угодно - стремление к победе (или реваншу), веру в правду и идею, силу духа, но не сексуальность. Что-то родственное мы можем видеть и в живописи Средневековья, где тело человека изображалось так, чтобы не показать ни грудь, ни бедра. Исключительно - дух.
Сейчас и у нас, и во всем мире практически происходит телесная революция. Ее движущей силой является культура красивого, молодого и здорового тела. Чтобы причислить себя к среднему классу, недостаточно иметь нужное количество денег, нужно демонстрировать и подтверждать свое стремление быть красивым и здоровым. И тут используются не только спортивные практики (походы в фитнес-клубы или пробежки в парках), но и косметология, практическая хирургия.
За свою жизнь человек может испробовать самые разные тела. Он может использовать различные диеты, чтобы худеть или полнеть, косметику, чтобы скрыть возраст, может с помощью бодибилдинга из себя, как из куска мяса, вылепить рельефные мышцы или талию, может прибегнуть к пластической хирургии и сделать себе совсем другое тело, лицо, даже изменение пола не является больше чем-то необычным.
Современные технологии изменили природу нашего тела, оно больше не является органичным, оно содержит в себе слишком много техники: имплантаты, сережки по всему телу, тату, добавочные механизмы.
Всего 20 лет прошло с тех пор, как миром в нашем сознании правил труд. Тело использовалось для работы, для выполнения каких- то функций на благо общества. Теперь миром правит рынок, который регулирует вкусы и навязывает потребности. Формируется новый тип социального тела человека, которое только на первый взгляд кажется собственностью самого человека, на самом деле оно подчинено власти, рынку, различным сообществам.
Но вместе с новым телом появились и практики сопротивления ему.
Когда рынок и мода заставляют мейнстрим выглядеть одинаково хорошо, субкультуры опрокидывают этот лозунг и пытаются иначе реализовать свою индивидуальность. И, возможно, идеал молодости тоже временен. Занимаясь телом, мы на самом деле ищем ответы на вопросы о жизни и смерти.