Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ответственных родителей волнует каким будет поколение их детей

Лариса Шпаковская и Жанна Чернова в своем исследовании «Сетевые сообщества, новые практики и солидарности молодых родителей» выяснили, каким образом виртуальные родители заменили собой государство в процессе воспитания детей

На вопросы сайта ответила научный сотрудник Центра молодежных исследований Лариса Шпаковская.

- Как пришла идея исследовать поведение молодых родителей в виртуальном пространстве?

В Центре молодежных исследований был проект «Новые социальные движения молодежи», и мы, с моей коллегой Жанной Черновой, в рамках него делали мини-исследование об изменения ценностей и практик родительского поведения современных молодых людей. Идея нашего проекта состояла в том, чтобы найти также новые формы объединений родителей, потому что мы видели, что современные родители хотят не только заботится о своих детях, но и готовы объединяться, отстаивать свои права и выдвигать требования к государству. В качестве объекта нашего исследования мы выбрали одну из Интернет-площадкок, форум родителей. Раньше родители могли встречаться только в на детских игровых площадках, поликлиниках, детских садах школах, то есть они были пространственно локализованы, теперь родители нашли такую форму общения, которая может объединять людей со всего города, или даже людей из разных городов, то есть это большое открытое сообщество и достаточно новое. Оказалось, что современное родительство – это такая сфера, где происходит выработка множества идей, идеологий, если хотите повседневных философий, то есть где происходят определенные изменения в обществе. В советское время воспитание и образование детей декларировалось зоной ответственности государства. Это не значит, что родители не занимались заботой и воспитанием детей. Наоборот, именно в советское время появился такой тип семьи, как детоцентристкая семья. Это такой тип семьи, где родители готовы прилагать значительные усилия для благополучия своих детей. Но, они были не готовы, да и не могли отстаивать свои интересы перед государством, выдвигать альтернативные версии родительства и заботы о детях. В 1990-е годы государство изменило свою позицию и гораздо в меньшей степени стало контролировать частную жизнь. Рождение и воспитание ребенка стало личным делом граждан. Благодаря этому родительство стало зоной свободы, экспериментирования и социальных инноваций.

- В своей статье(1) Вы упоминаете о трех сферах обмена. О чем идет речь?

- В процессе общения на вполне практические темы, о том, где найти няню, какой врач лучше и т.д., между родителями-участниками сообщества возникают связи-знакомства. Иногда 'эти связи остаются виртуальными, а иногда перетекают в реальную жизнь, когда родители начинают встречаться и дружить не только виртуально, но и в реальной жизни. И в том и в другом случае эти контакты могут носить весьма длительный характер. Вокруг чего они строятся? Один из ответов – вокруг обмена вещами. Некоторые домохозяйства испытывают потребность их «пристроить в хорошие руки», поскольку ребенок быстро растет, и где хранить и складировать его ползунки не всегда понятно. А выбросить жалко: вещи хорошие, ребенок любимый. Другие домохозяйства испытывают потребность в таких вещах. Кстати, не всегда по материальным причинам. Есть семьи, которые берут одежду у других людей из-за нежелания чрезмерно потреблять. И Интернет позволяет осуществить такой обмен или передачу детских вещей.

Правда, должна отметить, что из-за большого количества пользователей (осенью 2011 было зарегистрировано 14.000 постоянных участников) градус доверительности в этом сообществе снизился. Сообщество расширяется, доля людей, с которыми бы ты лично мог контактировать, становится меньше, атмосфера доверия разрушается. Очевидно, что подобные явления, обмен, передача, продажа по сниженным ценам возможны только при наличии высокого уровня доверия среди участников сайта.

Второй аспект этого обмена касается благотворительности. Например, на форуме появляются объявления о том, что семья попала по каким-то причинам в сложное финансовое положение и, действительно, находятся люди, которые организуют сбор и передачу вещей, а порой и денег. Достаточно постоянно функционирует помощь детским домам, когда люди передают игрушки, одежду для детских домов, там есть активисты, которые ездят в детские дома и передают эту помощь, посещают детские праздники. Другими словами, осуществляют благотворительность от имени этого сообщества и благодаря ресурсам этого сообщества.

- Откуда сам термин «низовая благотворительность» появился, который очень часто в последнее время употребляется социологами?

- Да, действительно этот термин исследователи гражданского общества и политологи довольно часто используют. Это элемент гражданского общества, предполагающий коллективные действия, связанные с помощью другим людям. И эти действия невозможны без некой начальной структуры, без того, чтобы эти люди были знакомы друг с другом и хоть как-то доверяли друг другу. В атомизированном обществе, в ситуации большого города, когда люди живут в разных районах, в обстоятельствах плотного рабочего графика, при наличии маленьких детей и больших расстояний, когда встретиться довольно проблематично, виртуальное сообщество помогает реализовать потребности в благотворительности, в сознательной помощи другим. И все это можно делать, не выходя из дома или офиса! Есть топики, которые функционируют только в течение рабочего дня. Конечно, здесь встает вопрос о степени такого участия и вовлеченности. Людей, которые готовы реально что-то делать, участвовать, помогать не так много. Но то, что форум объединяет большое множество людей, это очень важно.

- Очевидно, что люди на сайте обмениваются не только вещами, но и информацией, рекомендациями. Возможна ли ситуация, при которой люди, объединенные идеей ответственного родительства, решают объединить усилия и для получения каких-нибудь политических прав?

- В этих сообществах происходит коллективная выработка мнений, люди общаются на различные темы, связанные с зачатием, рождением, воспитанием ребенка. Конечно, они могут обсуждать не только ситуацию с нянями, поликлиниками или детскими садами. При этом ресурс, который мы изучали, позиционирует себя как сайт, далекий от политики, администрация сайта не приветствует темы, напрямую связанные с политикой. Но события, непосредственно относящиеся к интересам родителей, и одновременно имеющие политическое значение здесь, тем не менее, обсуждаются. Например, реформа системы школьного образования. Это был один из самых популярных топиков в прошлом году, где оставили свои сообщения более 700 посетителей.

Как это происходит физически? Кто-то из пользователей пишет топик, где формулируется проблема. Ее начинают активно обсуждать, и в какой-то момент вызревает коллективное мнение о том, что молчать и бездействовать больше нельзя. Дальше, как правило, события развиваются по трем направлениям, сначала начинают искать связи в средствах массовой информации, и такие связи находятся. Второй шаг заключается в том, чтобы писать письма ответственным лицам, собирать подписи, в общем, пытаться привлечь к проблеме внимание. И третий шаг, это попытка самоорганизоваться для совершения коллективных действий, например, пикета или даже шествия. Нужно признать, что эти попытки чаще всего не реализуются. Одно дело собирать подписи, и совсем другое идти на баррикады, когда дома маленькие дети и другие заботы.

- Давайте поговорим о третьем способе обмена – эмоциональном, как он возникает, какие к этому предпосылки, почему и для чего этого происходит.

После рождения ребенка родители, а особенно молодые матери, сталкиваются с существенным изменением образа жизни. Они должны каким-то образом совладать и нормализовать свою жизненную ситуацию. Многие этот период переживают эмоционально сложно, а больше всего женщины, которые были до этого активно включены в публичную жизнь, карьеру, общественную деятельность и т.д. Требуется определенная эмоциональная работа для приведения своего внутреннего состояния в общепринятые стандарты поведения и отношений. Должно произойти внутреннее согласование с тем, что материнство – это, действительно, счастье, несмотря на то, что пришлось от многого отказаться. Одним это дается легко, другим приходится столкнуться с определенными психологическими сложностями, которые они могут преодолеть благодаря общению на форуме. Они ощущают себя причастными к некоему сообществу. Они поддерживают социальные связи, контакты с людьми такими же, как они, способными их понять. С прежними друзьями порой сложно обсуждать памперсы и пособия, потому что те не сталкивались с такими проблемами, или сталкивались, но очень давно, а участники сайта – это люди, которые включены в аналогичную жизненную ситуацию.

Многие темы, которые обсуждаются на форумах сайта, по свидетельству наших респондентов, они не обсуждают со своими реальными знакомыми. Это может угрожать их репутации, их социальному лицу, тому, как они презентуют себя в обычной жизни, а на сайте происходит анонимное и удаленное общение, и за никами определить реальную личность практически невозможно. И к тому же, здесь все находятся в схожем положении.

Проблемные ситуации, оказывается, тоже могут быть нормализованы благодаря этому виртуальному общению. Например, часто матери не знают, что в конкретный момент происходит с их ребенком, правильно ли он себя ведет, насколько можно доверять врачам и специалистам. Эти вопросы можно опубликовать на сайте, и обязательно найдется человек, готовый выполнить необходимую эмоциональную работу, поддержать, успокоить, поделиться информацией и опытом.

- Мы начинали наш разговор с того, что объединение родителей для обсуждения проблем воспитания своих детей был чем-то вроде творческого ответа на уход государства из этой сферы, но сейчас государство постепенно возвращается на оставленную им поляну. Какое отношение у родителей к этому? Не является ли это ущемлением новоприобретенных свобод?

Все эти реформы, связанные с образованием, воспринимаются весьма болезненно. Кроме того, очевидны противоречия в государственной риторике вокруг образования. С одной стороны, декларируется необходимость модернизации российского общества, развития образования, а с другой стороны, в реальности происходит перекладывание ответственности за воспитание и образование детей на плечи самих родителей. Проекты платного образования, внесение многочисленных вариантов и выборов в плоскость качества образования, все это воспринимается людьми с опасением, даже несмотря на то, что многие готовы платить. Логика рассуждений родителей из среднего класса следующая: допустим, я смогу заплатить за образование своего ребенка, но сколько есть людей, которые не могут и не будут делать того же для своих детей, и что тогда будет с обществом, поколением людей, среди которых будет жить мой ребенок? И многих это действительно волнует. Образование в течение длительного времени играло цивилизующую, окультуривающую роль и теперь этого не будет, что вызывает опасения.

И конечно, беспокойство у родителей вызывает активное вмешательство государства в школьный учебный план, например, введение уроков религии. Хотя в данном конкретном случае, мнения разделены. Есть родители, резко против такого контроля духовной жизни их детей, и есть топик, которые ведут православные мамы, поддерживающие включение Русской православной церкви в процесс воспитания подрастающего поколения.

- Можно сказать, что происходит осмысление действий государства? Приведет ли это к каким-то последствиям?

Какое-то осмысление, конечно же, происходит. Но не стоит преувеличивать роль и силу Интернет-коммуникаций в деле сплочения людей. Это и вправду и социальная сеть, сообщество людей, объединенное общими интересами, но при этом недостаточно монолитное для коллективных действий. Даже несмотря на то, что в топике активно обсуждали вопрос реформ школьного образования более 700 человек, на улицу вышло только 150, включая представителей партии «Справедливая Россия». И после этого они еще долго обсуждали на сайте собственную пассивность. Не стоит преувеличивать силу слабых связей. Все таки данное сообщество оказывается более эффективным в обмене информацией о государственных сервисах, о том, как добиться от государства тех поддержек, которые оно законодательно декларирует.

- Каковы Ваши планы на этот проект, он завершен, или последует какое-то продолжение в исследовании современных родителей?

Сейчас мы с моей коллегой Жанной Черновой создали научно-учебную группу, где коллектив из социологов и одного политолога, будет изучать различные формы объединений родителей, и не только в Интернет-пространстве. Что это может быть? Есть сообщества, цель которых помощь и защита женщин, уволенных в связи с декретным отпуском. Они действуют как правозащитные организации, помогают женщинам писать жалобы, иски и т.д. Есть люди, которые организуют курсы для родителей, одни это делают на деньги каких-то фондов, другие на вполне коммерческой основе. Но объединяет их всех осознание проблем, связанных с родительством, и стремление эти проблемы как-то решать. Это может быть клуб слинго-мам. Слинго – это кусок ткани, которым мамы обматывают своих детей вокруг себя, и с ними передвигаются по городу. Возникают и распространяются новые идеи раннего воспитания ребенка, отличные от официально признанных форм обращения с ребенком и от тех, что пропагандируется в глянцевых журналах. По сути, эти сообщества являются и сообществами новых знаний, новых идей. Таким образом, после длительного изучения виртуального родительства нам захотелось посмотреть, что происходит в реальных клубах и объединениях.




1. Чернова Ж, Шпаковская Л. Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал // Экономическая социология, 2011. № Т.12. №3. C. 85—105 (URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/05/31/1234590204/ecsoc_t12_n3.pdf)