Никаких злых или добрых чудес
ВТО: что Россия сделает вслед за Саудовской Аравией, Украиной и КАбо-Верде. Авторская статья Ивана Котлярова, доцента Высшей школы экономики – Санкт-Петербург
Эпопея со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), продлившаяся 18 лет, наконец-то благополучно завершилась – следующим летом наша страна станет полноправным членом. Все эти годы отечественные сторонники и противники присоединения к этой организации вели яростные споры – обернется ли оно благом для российской экономики (благодаря упрощению экспорта), или получившие доступ к нашему рынку закаленные в глобальной конкурентной борьбе и обладающие мощными ресурсами иностранные компании окончательно похоронят наше производство. Все выкладки подкреплялись цифрами и убедительными логическими аргументами – однако к единому мнению спорщикам прийти так и не удалось. И это неудивительно. Позволю себе вспомнить похожую ситуацию – приход в нашу страну на рубеже 2000-х гг. сети мелкооптовых гипермаркетов METRO, известной своей агрессивной рыночной политикой.
Российские сетевые ритейлеры (тогда еще немногочисленные и ориентировавшиеся на сравнительно состоятельного потребителя) выражали опасения, что METRO их вытеснит с рынка, так как владеет более эффективными торговыми технологиями. Поставщики сетей тоже боялись – того, что METRO заставит их снизить цены до уровня, не позволяющего получать приемлемую прибыль.
Покупатели с некоторым недоверием (мало ли чего – недоверие вообще свойственно русскому человеку) все же надеялись на то, что у них появится возможность покупать более качественные товары по более низким ценам. Сходство со вступлением в ВТО в том, что и приход METRO, и наше присоединение к этой организации означает изменение сложившихся правил игры. И вот METRO открыл свой магазин…Из существовавших на тот момент на рынке российских сетевых ритейлеров из-за конкуренции с METRO не закрылся ни один. Более того, конкуренции с METRO рынок практически не заметил – в нашей стране как раз тогда начался бум сетевой розницы (да, «Лента» и «О’кей», и «Пятерочка» вышли на рынок именно тогда – не побоявшись столкнуться с великим и ужасным METRO). Да, с рынка стали уходить мелкие магазинчики и павильоны (но вытесняло их не METRO, а «Пятерочка»), и для ряда предпринимателей это обернулось личными трагедиями – но в целом в отрасли никаких драматических событий не произошло, западный конкурент не вытеснил российские компании.
Наши же торговые предприятия, в свою очередь, росли не потому, что нужно было активно противодействовать METRO, или потому что для них законодательно были созданы условия повышенного благоприятствования – просто бурно рос весь послекризисный (1998 г.) розничный рынок.
Так и здесь – никаких злых или добрых чудес от вступления в ВТО России ждать не стоит, а провалы или успехи в отечественной экономике будут определяться не вступлением в ВТО, а внутренними рыночными факторами. Да, для части отраслей правила игры усложнятся (досадно, что к таким отраслям относится, в частности, только начавшее вставать на ноги отечественное гражданское авиастроение), для части – станут, напротив, несколько выгоднее (сталелитейные компании, против которых будут прекращены антидемпинговые мероприятия), однако в целом решающих изменений в лучшую или худшую сторону ждать не стоит.
Российская экономика, к счастью, достаточно сильна, чтобы пережить без вредных для себя последствий вхождение на российский рынок сильных зарубежных поставщиков – в конце концов, у наших компаний было 18 лет, чтобы нарастить свою конкурентоспособность, и большинство из них времени не теряло. При этом, к сожалению, наша экономика слишком узкопрофильна, чтобы рассчитывать на выгоды от упрощения экспорта – в первую очередь мы вывозим углеводороды, по которым против нас и так не применяют какие-либо ограничения, и вступление в ВТО ничего не изменит.
Пример стран, вступивших в ВТО непосредственно перед Россией, это подтверждает – ни в Саудовской Аравии, ни на Украине никаких существенных изменений в лучшую или худшую сторону, которые однозначно можно было бы трактовать как вызванные вступлением в ВТО, не произошло (правда, есть еще третья страна – Кабо-Верде, но ее можно оставить за рамками рассмотрения, так как основная статья ее экспорта, Сезария Эвора, не испытывала никаких проблем с поездками по миру и без членства ее родины в ВТО).
Присоединение к этой организации в первую очередь нужно рассматривать как политический шаг, как демонстрацию готовности нашей страны вписаться в единое глобализованное экономическое пространство. И важен именно этот сигнал, который мы посылаем миру.
Кстати, именно в этом и заключается наибольшая опасность вступления в ВТО для нас – оно может воспрепятствовать построению Таможенного союза и Евразийского союза, которые имеют исключительную важность для России.