Гастрономическая культура и власть
Ирина Сохань рассказала порталу университета о том, что такое гастрономическая культура; при чем здесь власть; что происходило в сталинской России в 1920-е гг, когда активно освобождали женщину от кухонного рабства; и кто нас кормит, когда мы разогреваем в СВЧ полуфабрикаты.


- Идея властного контроля над гастрономической культурой содержится практически во всех тоталитарных утопиях, где речь идет о том, что власть должна реформировать повседневные структуры жизни, в том числе и произвести трасформации в гастрономической сфере. Что такое гастрономическая культура? Это ведь не просто социокультурные обстоятельства потребления пищи как материального субстрата для поддержания жизни, не просто физиологическая потребность, это еще и организация определенных коммуникативных связей. Самые тесные связи складываются за трапезой - и этот потенциал может быть использован властью.
В истории был всего один уникальный период, когда утопические идеи о гастрономических преобразованиях, осуществляемых сверху, государством и властью, были реализованы на практике – в Советской России 1920-1930-х гг. Речь тогда шла о целом проекте реформы культуры еды нового человека, который был существенной частью «революции быта», призванной изменить дореволюционные и буржуазные стратегии быта.
Эта тема частично исследована с точки зрения истории и социологии, однако мой анализ базируется на междисциплинарном подходе и философской концептуализации.
- В самом деле, что же такое гастрономическая культура?

К. Леви-Стросс говорил, что культура начинается с кухни. И в этом он абсолютно прав, потому что именно там происходит обработка самой что ни на есть базовой потребности человека — потребности в пище, с точки зрения культурных смыслов и рационализаций. В теоретическом дискурсе выделяется три уровня гастрономической культуры, небольшой анализ которых позволит нам лучше ее понять. Первый уровень – предкулинарный, связанный с подготовкой и обработкой продуктов до того, как они попадут на кухню для приготовления блюд. Например, приоритет выращенных овощей-фруктов перед собранными в лесу в Средние века Ж. Ле Гофф объяснял тем, что в это время человек рассматривал потребление продуктов, произведенных в домашнем хозяйстве, как акт, окультуривающий его — потом что выращенные фрукты-овощи и выращенные животные прошли предварительную обработку человеческим трудом. По замечанию историка, это был важный факт в самопрезентации и самопонимании человека. Сейчас мы, кстати, наблюдаем другие процессы. Человек уже столько создал искусственной пищи, столько ее съел, и озадачился вопросом лечения сопутствующих заболеваний, что для него сейчас приоритетными уже являются экопродукты, продукты кем-то в индивидуальном порядке выращенные для него, а не произведенные конвейерным способом. Второй уровень гастрономической культуры – собственно кулинарный, все, что связано с приемлемыми в данной социальной реальности и культурной обстановке нормами приготовления блюд. И на этом уровне мы можем найти самые многообразные национальные традиции, ну а сегодня можно уже говорить и о культурно нейтральной пище — фаст фуде с его тотальностью. Третий уровень гастрономической культуры – гастрономический этикет, связанный с развитием дополнительных значений трапезы — ее возможности быть коммуникативным пространством обмена различными социальными знаками и культурной символикой.

- Почему советская власть решила заняться таким, в общем-то, бытовым вопросом, как приготовление еды?
- Как я уже сказала, генетически гастрономический проект советской власти был связан с утопиями, и, надо сказать, многие утопические принципы (организация коллективного пространства трапезы, государственный контроль над тем, кто, что, и как, должен есть, целенаправленное распределение продуктов, наличие представителя власти как доминирующего сотрапезника в пространстве трапезы) — эти принципы в 1920-е гг. были заявлены как стратегические для реформы советской гастрономической культуры, где можно выделить три этапа. Первый - 1920-е гг. - время, когда в общественном дискурсе активно артикулировались уже обозначенные идеи. Например, в те годы жил и работал такой писатель и общественник – Петр Кожаный. Работая в архивах, я обнаружила его многочисленные работы — опубликованных как в журналах «Крестьянка», «Работница» или «Общественница», так и самостоятельно - в многочисленных брошюрках с красноречивыми названиями - «Об организации пищевых фабрик», «Долой кухонное рабство!», «Против печных горшков» и т.п. Их автор весьма красноречив в своих доказательствах касательно необходимости реформы частного питания и придания ему общественного формата, прежде всего, в связи с важностью освобождения женщины от тягот домашней кухни — с последующим ее выводом в общественное производство. Женщина, наконец, должна выйти в общество, занять свое место в производственном процессе, стать полноценным участником строительства коммунизма. При этом очень много говорится о невежестве домашней хозяйке, о ее категорической неспособности приготовить правильную с точки зрения медикалистких оценок пищу? То есть речь шла не просто об освобождении женщины от кухонных оков, а о том, что власть мудрее — она знает, как питаться человеку с научной точки зрения, которая является основой конструирования нового человека.

Общественная столовая рассматривалась, во многом, как место отправления идеологических практик. В своем исследовании я ввожу понятие «доминирующий сотрапезник», которым, конечно же, выступала власть. Стены в столовых использовались по назначению, и на них ретранслировались два вида идеологических риторик: портреты вождей и лозунги с призывами. Таким образом, эти идеологические риторики поглощались, в буквальном смысле, с пищей. Ко всему прочему, человек был избавлен и от одиночества — обедая в ряду подобных себе, да еще с таким доминирующим сотрапезником, как товарищ Сталин.
Этот проект активно развивался в 20-е годы, а вот в 30-е эти темпы замедлились. Идея стала разбиваться о реальность, несмотря ни на что — люди находили возможность организовать трапезу дома, пусть в квартире без кухни или в малюсенькой комнате коммунальной квартиры, в которой ютилась большая семья.
- Внесла ли война какие-то коррективы в этот проект?

- Если я правильно понимаю ситуацию, то сейчас мы наследуем последствия того эксперимента. С чем нам сейчас приходится иметь дело?
-Попытки реабилитации тех времен, идеализация Сталина – все это поразительно! Чем все это подпитывается? В том числе и пищевой ностальгией. Из сегодняшнего далека то время представляется правильным, люди жили правильно, питались правильно, не то, что сейчас – одни гамбургеры с кока-коллой. Желание реконструировать то время базируется и на убеждении, что телесный опыт тогда был именно такой. К тому же этот эксперимент существенным образом изменил направление развития русской кухни, которая, основываясь на традиционных блюдах, постепенно осваивала иностранные рецепты. Россия – страна восприимчивая к иностранному влиянию, в том числе и в вопросах гастрономии.
Разрыв этой традиции тяжело отразился на национальной кухне — сейчас мы можем говорить о советской кухне, которая возникла и развивалась в контексте особых гастрономических практик – доставания, очереди, блата.