• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ГОРОД БЕЗ ГРАНИЦ

НЕКОТОРОЕ время назад столичные власти объявили о том, что для развития московской агломерации в ближайшее время состоится международный конкурс.

Российская газета # Экономика Северо-Запада, Санкт-Петербург, 7 февраля 2012

Леонид Лимонов, научный руководитель Лаборатории урбанистических исследований Высшей школы экономики


Планируется, что в ближайшем времени другие города, включая
Санкт-Петербург, последует примеру столицы. Сейчас же Санкт-Петербург выглядит отнюдь не современно. Помимо транспортных проблем, город имеет еще и плохую экологию. Еще одна важная проблема - сохранение исторической постройки. Если мы хотим жить в городе, широко известном, знаменитом своими архитектурными памятниками, мы должны задуматься об их сохранении.

Международная практика состоит в том, чтобы стимулировать собственников таких памятников сохранять эти здания. И нам следует придумать, как сделать интересной работу с памятником, а не с территорией, которая после него осталась. А также понять, что Санкт-Петербург - больше, чем город.

Городская система - это не муниципалитет, не субъект Федерации, а экономическая, социальная агломерация, которая одними своими частями выходит за рамки субъекта, и в то же время субъект может включать территории, которые не относятся к агломерации. Почему это так важно осознавать?

Огромное количество людей, которые живут в области, работают в городе. Часть горожан имеют за городом дачи или дома, многие работают там.
Это общая реальность территорий различных муниципальных образований. И вопросы общего развития они должны решать сообща.

Перед нами стоит стратегический вопрос: продолжат ли агломерации дальше расползаться по новым территориям или они повысят свою экономическую эффективность за счет концентрации? В первом случае мы ориентируемся на распределенное развитие городов-спутников, когда, например, инновационная деятельность может быть вынесена за пределы города на территории технопарков. Во втором случае нам следует провести реконструкцию промзон, земельных ресурсов внутри города, которые пока используются малоэффективно.
Необходимо понимание развития агломерации и отдельно города, разработки планов развития всех территорий, которые входят в агломерацию.

Последний советский план назывался "План развития Ленинграда и
Ленинградской области", в 2004 году был принят план развития Петербурга как субъекта Федерации, и сейчас идут разговоры о необходимости планирования развития отдельно Петербурга. А если ориентироваться на международные стандарты, то нужно развивать агломерацию, включающую целый ряд муниципальных образований. Грубо говоря, речь идет о зоне вокруг города в
80 километров. Но прежде следует агломерацию изучить. У нас нет сведений о численности ее населения, о ее миграции, о различиях территорий по доступности, по оснащенности инфраструктурой. Первый шаг, который нужно предпринять, - это изучить реальную ситуацию, которая существует сама по себе и о которой мы ничего не знаем. Но у каждого правительства - города и области - свои полномочия, и никто из них не стремится помогать соседу.

Речь ведь идет не об объединении, это вопрос договоренностей. Нужно учиться кооперироваться по горизонтали без указаний сверху.