• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как мы выбираем святых

В начале года заведующая кафедрой гуманитарных наук Жанна Кормина выиграла грант на индивидуальное исследование. В результате ее усилий в начале следующего года мы узнаем как становятся святыми в наше время, что для этого имеет большее значение – муки за веру, духовный подвиг или факт личного места захоронения

- Жанна, расскажите о теме исследования, которым Вы теперь займетесь?



- Я получила грант на изучение современной агиографии (жития святых). Православной церковью почитаются не только те святые, которые пришли к нам со времен Римской империи, но и современные святые. Почему это интересно?
Cуществуют различные способы появления святого – сверху и снизу. В нашей стране не так давно прошла мощная волна канонизации так называемых новомученников. Это была политическая акция в рамках постперестроечных настроений, пересмотра советского прошлого и места церкви в истории государства. Либеральная часть патриархата выступила с инициативой канонизации мучеников, которые пострадали от советской власти. Как в Римской империи при Нероне появились первые мученики от светской безбожной власти, так и в период советской власти появились новомученики. Кто это были такие? Епископы, расстрелянные в 20-30 годы, простые священники, сосланные в лагеря, то есть те, кто пострадал за веру.


С новомучениками возникла такая проблема – по большей части они погибли в лагерях, и у них не было своей могилы. А верующему человеку, чтобы кого-то почитать, нужны мощи, ему надо место для паломничества. Он не может почитать просто идею святого, ему нужно его физическое воплощение.




В истории православной церкви есть святые без жития. У святого есть тело, но нет истории. Например, в Средние века был канонизирован Иаков Боровичский. Как это было. По реке против течения к селению Боровичи приплывает колода с телом. Приплыла и приплыла, кто в колоде – неизвестно, похоронили. Потом кому-то из сельчан приснилось, что это Иаков, христианин, его и канонизировали. Такое тоже бывает. То есть тело для народного почитания важнее, чем то, что человек сделал для веры.

Возник еще один момент: новомученики как антисоветский проект не годятся для роли святых. Объясняют это тем, что невозможно построить историю на отрицании собственной истории. Выстраивается новая российская национальная идентичность. Новое государство объявило себя наследником Советского Союза, и при этом оно еще и с православным уклоном. Плохо объявлять советское государство безбожным.

Во всем этом лично мне интересно, как возникает почитание снизу, от паствы. Вот конкретный пример, история о том, как появилась Матрона Московская. Матрона была слепой парализованной деревенской женщиной, которая в 1925 году переезжает из своей Тульской губернии в Москву. К ней ходят односельчане и другие мигранты из деревень помолиться, кто излечиться, кто узнать судьбу родственника, ушедшего на войну. Умирает она в 1952 году, ее хоронят на Даниловском кладбище, и постепенно те, кто знал ее, тоже уходят из жизни, почитание прекращается. Но в начале 90-х годов одна женщина, которая ее знала, пишет о ней воспоминания. Это очень странные записки, она пишет про то, что Матрона и бесов изгоняла, и даже сама причащала. Но оказывается, что церкви как раз нужен такой святой, и она поддержала это почитание. Матрону сначала канонизируют как местночтимую, а спустя несколько лет состоялась и общенациональная канонизация. Ее помещают в раку в храме Покровского монастыря, и туда выстраивается очередь из верующих. Такой вот аналог Ксении Блаженной, но в Москве. Два года назад мощи Матроны активно возили по стране, она стала национальной святой просто на глазах.

Мне интересно понять, как происходит прославление того или иного святого, какие социальные группы в этом заинтересованы, почему это оказывается интересным для РПЦ.

- Законы рынка, видимо, работают для всех, и для церкви тоже…


- Меня всегда удивлял один момент. От всех святых требуют одного и того же – гармонизации отношений в семье, успеха в учебе, работе и всего разного хорошего, к святому люди приходят с понятными задачами – исцелиться, излечиться. Так почему в разные времена выбирают разных святых?

Выбор того или иного образа очень много говорит о политике православной церкви. У церкви всегда есть из кого выбрать, и часто она идет на канонизацию конкретного святого под давлением паствы. То есть паства желает определенный тип святого. Церковь – институт, который работает на достаточно сложном рынке. У него есть конкуренты – протестанты, нью-ейдж, просто секулярные идеи, и церковь должна бороться за души своих прихожан, за их интерес и, следовательно, идти навстречу их интересам. Таким образом мы сможем понять как меняется религиозность, как меняется современный верующий человек, что он хочет, его портрет.

Когда канонизировали Ксению Блаженную, то шли навстречу народному почитанию. В лице Ксении прославляли типичную прихожанку церкви, пожилую, добрую, одинокую, несчастную, бедную женщину.

- Есть ли гипотезы о природе этих механизмов?

- У меня их две. О первой я уже начинала говорить. Вот у нас есть "антисоветские" святые, большое количество новомучеников, а Матрона – "просоветская" святая, в ее образе выстраивается гармоничная история государства как преемника долгой народной традиции. Матрона – простая, деревенская женщина, приехала в Москву в голодные времена, как все приезжали в столицу в то время. И, не смотря на все трудности и страдания, она сохранила веру. Она воплощает представление о том, что советская власть не испортила истинное, русское, настоящее. В житии Матроны описаны контакты с власть предержащими: то к ней милиционер приходит, то еще какой-то партийный, существует икона, которая отражает легенду о визите к ней Сталина во время войны. Она всех принимает! И это очень важный момент, она говорит и с верующими, и с неверующими.

- То есть, это позитивный святой, который сохранил благость и веру, не отрицая времена и власть?

- Да! Но, кроме того, Матрона Московская как бы преодолевает исторические разрывы. Дело в том, что у нас очень сильна идея периодизации: начался 17-й год и все с этого момента пошло по-другому. А с ней время продолжилось, преемственность сохранилась.

- А вторая гипотеза?

- У Матроны есть еще одна особенность. Она ведь слепая и парализованная, обычно физические уроды святыми не становятся.

- А Ванга?

- Ванга – пророчица, а не святая. Церковь ужасно переживает, когда Вангу и Матрону сравнивают. Но это первая слепая парализованная святая, это первая святая, которую на иконе изображают слепой, обычно на иконах они предстают такими, какими их видит бог. И я хочу понять, почему святой стала глубоко больная женщина. Не скажу, что ответ тут простой, мол, наш народ убогих любит. Это не так, тут что-то другое. И дело даже не в самой канонизации, а в том, что она очень популярна в народе.

- Может, дело в прилагательном «Московская»?

- Это правда. Она стала почти государственной святой.

- Мне остается пожелать Вам удачи в поисках ответов на все эти вопросы.

- Спасибо!