• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Власть фастфуда разрушает семью

Привычка к «быстрой» еде соблазнила человека серьезно и почти необратимо. Зачем готовить, когда можно разогреть полуфабрикат? Просто разогреть! Или, еще лучше, купить готовый фастфуд

Привычка жертвовать трапезой формируется гораздо быстрее, чем привычка эту самую трапезу (ежедневную семейную, праздничную, дружескую) полноценно организовывать.

Человеческая культура началась с кухни – когда приготовленная на огне пища собирала вокруг себя мужчин, женщин, детей, трансформируя их в сотрапезников, чье родство друг с другом уже не только является кровным, но и приобретает новое, особое культурное качество. Хозяйкой огня-очага являлась женщина, она же выступала поваром – автором ежедневно приготавливаемой пищи. Ежедневная общая трапеза, когда пища, приготовленная дома, собирает всю семью, служила основой стабильности и целостности этой семьи.

Некоторые исследователи вообще весьма смело заявляют, что кризис семьи в современном мире связан с тем, что женщина перестала готовить повседневную еду – перестала постоянно актуализировать древнюю архетипическую связь между членами семьи, которая задает их единство. Перестала стоять на страже попадаемой в дом пищи, которая, по идее, прежде чем стать пригодной к употреблению, должна приобрести некую форму в соответствии с традициями и потребностями данной конкретной семьи.

В период революционной романтики – в советской России 1920-х годов, – когда, казалось, патриархальная семья должна была уйти в прошлое, ее должны были заменить свободные товарищеские отношения и коллектив, попытка ликвидировать семейные трапезы была предпринята в государственном масштабе. Под благим лозунгом «Долой кухонное рабство» домашних хозяек старались вытащить с кухонь на производство. Кухни устранили из структуры жилища, а новый человек советского образца должен был питаться исключительно в столовых, где его кормило государство, которое знало, как правильно питаться с научной точки зрения – чтобы обладать здоровым телом, годным для трудовых подвигов. В подтексте звучало: кто кормит (власть) – тот и глава семьи.

Такой рациональный дискурс культуры питания, исходящий от мудрой государственной власти, заставляет вспомнить коллективные трапезы, живописно обрисованные, к примеру, в «Утопии» Мора или в «Городе Солнца» Кампанеллы: пищу готовят профессиональные повара, которые распоряжаются продуктами с научной точки зрения, а в трапезе принимают участие все жители Утопии. Так формируется коллективное тело и ощущение единства: ведутся застольные беседы на необходимые и одобренные просветительские темы. Эта замечательная модель гастрономического благополучия не была в полной мере осуществлена советской властью, столкнувшись с непоколебимым желанием граждан готовить самим. Зачастую семья стремилась организовать кухню даже в тесном пространстве комнаты, отведенной в перенаселенной коммуналке.

Иное дело сейчас: доступность быстрой еды, изобилие фастфуда – вот что действительно выманило человека с собственной кухни и заставило забыть о кулинарных навыках, сформировав привычку часто, гораздо чаще разумного, отдавать предпочтение готовой еде.

На первый взгляд это вполне безобидное явление, отражающее ритм и ценности современной городской жизни. Но, по-видимому, последствия такого выбора гораздо более серьезные. Например, победа пищевой индустрии в формировании гастрономических вкусов и определении, чем нам питаться: вместо сложных, богатых продуктами и оттенками вкусов блюд – примитивные пищевые наборы. И при этом – необратимая трансформация семейных уз, превращение классической патриархальной семьи в некое партнерство, что мы уже видим в мегаполисах с их массовыми разводами, с заменой классического брака так называемым гражданским, с духовным одиночеством детей.

Ренессанс классической семьи возможен и вероятен. Но одним из его условий будет возвращение к традиционным, приготовленным на домашней кухне семейным обедам за общим столом.