Дачная амнистия: замыслы и результаты
14 февраля в Леонтьевском центре было представлено совместное исследование двух научных подразделений НИУ – ВШЭ – Лаборатории урбанистических исследований (Санкт-Петербург) и Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала, посвященное ходу «дачной амнистии»

Легализация такой собственности могла бы стать мощным импульсом развития, средством ликвидации трущоб, преодоления бедности и пр. Почему же тем не менее во многих странах огромные ресурсы, распыленные среди многочисленных мелких собственников, остаются в «тени»? Причина, согласно де Сото, не в нежелании граждан «засветить» свои активы и платить налоги, а в непомерно высоких издержках оформления прав собственности, часто превышающих рыночную стоимость зданий и участков, а также в запутанности и трудоемкости соответствующих процедур. Ликвидация необоснованных административных барьеров оказывается мощным и «бесплатным», не требующим бюджетных средств, ресурсом развития.

Во время своих визитов в Россию де Сото обсуждал с руководством страны пути преодоления этого анахронизма, и в 2006 году был принят пакет нормативных актов, получивших название «дачной амнистии» и имеющих целью упростить оформление в собственность дачных участков и строений. В частности, реформа отменила особую процедуру приватизации дач и сделала возможным оформление прав собственности в административном порядке, без обращения в суд.
Эффект дачной амнистии за прошедшие с тех пор шесть лет не оправдал ожиданий – более половины, а по некоторым оценкам до двух третей дач россиян остаются неоформленными в частную собственность. Затраты времени и средств на «легализацию» дачных владений остаются по-прежнему высокими и в некоторых случаях даже увеличились по сравнению с началом 2000-х. В результате многие регионы страны оказались в «ловушке» -- подавленное состояние рынков загородной недвижимости обесценивает дачные участки и дедает их приватизацию экономически невыгодной, а отсутствие прав собственности в свой черед препятствует развитию рынков.

Оказалось, что многие из тех, кто решил приватизировать дом с участком, делают это потому, что собираются продавать свою собственность или передать ее по наследству в юридически чистом виде. Те же, кто не хочет нести издержек приватизации, делают это в силу одного из двух взаимоисключающих соображений – одни удовлетворены существующим состоянием своих прав на участок, допускающих возможность передачи по наследству, и не рассматривают дачи как рыночный актив – объект купли-продажи, залога и пр. Другие, наоборот, не доверяют и юридически защищенной частной земельной собственности, прошедшей все необходимые процедуры, включая межевание и кадастровую регистрацию. Люди полагают, что даже если все будет оформлено надлежащим образом, они все равно могут лишиться своих владений, если те заинтересуют какого-либо серьезного игрока, застройщика или инвестора, имеющего поддержку крупного бизнеса или государства. Оформление прав собственности в глазах таких респондентов лишено смысла.
В ходе исследования измерялись затраты времени и средств на приватизацию дач. Выяснилось, что и те и другие остаются достаточно высокими, а сама процедура, несмотря на «амнистию», непрозрачной и непонятной многим владельцам дач. Приватизация зданий и участков может занимать до полугода и более, а требуемые для этого затраты после непродолжительного снижения снова полезли вверх. По-прежнему важную роль играют «усмотрение» и мотивация чиновников, несмотря на то, что все нормы и процедуры описаны в документах федерального уровня. В частности, наблюдается значительный разброс издержек и времени приватизации между районами Петербурга и Ленинградской области. Выясняется также, что более состоятельные дачники при прочих равных условиях несут более высокие издержки по приватизации своих участков, хотя объективных причин для такой «ценовой дискриминации» нет, и вероятнее всего она имеет коррупционное происхождение.
Исследование вскрыло существенные недостатки дизайна «дачной амнистии»: основная проблема, тормозящая процесс приватизации, вовсе не связана с отменой ряда требовавшихся ранее бумаг и процедур - нервы, деньги, время у собственников отнимает процесс межевания, который законодательством о «дачной амнистии» вовсе не регулируется. Между тем регистрация границ участка, хотя и не является необходимой для его приватизации, существенно повышет рыночную стоимость владения. Функции межевания в настоящей время переданы коммерческим фирмам. Эта казалось бы прогрессивная идея замены государства частными компаниями привела к резкому удорожанию процедуры ввиду высокой монополизации соответствующего рынка и его фактического раздела между находящимися в сговоре или пользующихся поддержкой муниципальных властей игроками. Попытки привлечения частных компаний на конкурсной основе также не решают проблему – компания, предложившая минимальную цену, часто не обеспечивает необходимого качества работ. Необходимость многократных переделок затягивает процесс на долгие месяцы, так что некоторые владельцы не успевали дожить до получения документов, а процедуры регистрации останавливались или через какое-то время возобновлялись с наследниками и занимали уже годы. Неэффективность «аутсорсинга» межевых и кадастровых работ частным компаниям сродни хорошо известным горожанам проблемам в работе частных управляющих компаний, злоупотребляющих своим монопольным положениям в сфере ЖКХ.
Одним словом, прогрессивная идея упрощения процедуры приобретения прав собственности на дачные и садоводческие земельные участки и строения к сожалению не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Массовая приватизация загородной недвижимости вокруг Санкт-Петербурга (а также в пригородах Москвы и на юге России) происходит под давлением рыночных сил вопреки, а не благодаря, существующему административному порядку. Чтобы подтолкнуть аналогичные процессы вокруг других российских городов, необходимо более ответственно и продуманно подойти к проведению дачной амнистии, должным образом организовав это процесс, обеспечив его в кадровом и ресурсном отношении, и добившись подотчетности и прозрачности в работе вовлеченных государственных органов и добросовестной конкуренции частных провайдеров кадастровых и консалтинговых услуг.