• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Северные этносы: культура и нефть

В статье профессора кафедры ГМУ Любови Васильевны Ларченко раскрыты современные проблемы развития северных этносов

Проблемы коренных малочисленных народов Севера приобрели в последнее время большое значение. Это объясняется не только повышением значимости Севера в целом, но и ширящимся во всем мире размахом национально-этнических движений, стремлением различных групп населения самоопределить себя как нацию. Основная, но не единственная цель национально-этнического движения - борьба за политические права, за территорию и ресурсы, т.е. за свои жизненные интересы. На зарубежном Севере возникли десятки общественных организаций, сформированных на этнической основе.
В нашей стране также происходит рост общественного движения северных народов, однако его масштабы значительно меньше, но требования в основном те же.

Для многих малочисленных народов Севера проблема усугубилась тем, что на их территории оказались богатые месторождения природных ресурсов. Это обстоятельство существенно обострило проблему взаимоотношений коренного населения и добывающих предприятий в условиях формирующегося рынка в его практически нерегулируемой форме.
В настоящее время на российском Севере по существу одновременно бытуют мелкотоварный, капиталистический, государственный и патриархальный уклады. Носителями последнего являются малочисленные коренные народы. Проблема состоит в том, как одновременно могут эффективно развиваться все перечисленные экономические уклады. И более того, как патриархальный уклад может развиваться в рыночных условиях и возможно ли на его основе развитие товарного производства?

Даже расширенный самостоятельный контроль над природными богатствами не обеспечивает северным аборигенам экономическое благополучие, поэтому большое значение приобретает государственная помощь. Однако жизнь на "подачках" имеет свою негативную сторону, поскольку вызывает ответное иждивенческое поведение, а этнос в целом начинает деградировать, поскольку с точки зрения жизнеспособности этноса любой народ складывается как народ-производитель. Поэтому для сохранения северных народов как этноса необходимо сохранение его самобытности за счет развития хозяйственной сферы, основанной на традиционных видах экономической деятельности этих народов в местах их традиционного проживания.

Проблемы малочисленных народов у нас и за рубежом во многом схожи, хотя и имеют различия, вызванные уже различиями государственного устройства.
Основная проблема состоит в том, что на едином пространстве соприкоснулись две культуры народов, стоящих на разных уровнях социально - экономического развития, имеющие совершенно разные хозяйственные уклады.

По классической экономической теории благополучие народов есть монотонная функция их материального богатства. Это позволило расположить все народы по степени их цивилизованности на одной временной оси, отражающей стадии процесса развития. Согласно этой теории все "отсталые" народы должны пройти путь, который уже пройден цивилизованными народами.

Однако, как видно из зарубежного опыта, попытки внедрить практику найма современными компаниями представителей КМНС не дали желаемых результатов, несмотря на затраченные солидные средства.

Ряд зарубежных ученых выдвигает противоположную точку зрения, присущую идеологии традиционализма народов "третьего" и "четвертого" мира (С. Латуш, Ф. Партан, М. Перро и др.). Согласно этой теории линейность развития общества и понятие отсталости народов ставится под сомнение. В современных условиях так называемые "отсталые" народы уже не могут повторить путь, пройденный европейской цивилизацией. Попытки искусственно заставить пройти их этот путь приводили к разрушению культурных и экономических основ традиционного общества.

В нашей стране можно выделить три основных подхода к решению проблем коренных малочисленных народов Севера, предлагаемых учеными и практиками.

1. Изоляция КМНС от влияния внешнего мира путем создания этнопарков и таким образом сохранение традиционных отношений природопользования у части аборигенов.

2. Отказ от политики патернализма и опеки, предоставление полной самостоятельности КМНС.

3. Предоставление возможности самим решать свои проблемы, участвовать в процессе их разрешения при минимальном влиянии внешнего мира, однако при разумной опеке и при политике наибольшего благоприятствования.

Рассмотренные подходы дают основание полагать, что истина, по-видимому, как всегда находится посередине. Представляется крайней точка зрения полностью отгородиться от проблем КМНС. Надо отметить, что такие подходы встречаются все реже, во всяком случае в официальных заявлениях.

Очевидно, что позиция, предполагающая абсолютную изоляцию от действительного мира, нереальна. Невозможно существовать рядом с рынком и убежать от него. Хотя бесспорно, что наиболее устойчивым в своем существовании является этнос, имеющий собственную этносреду, которая включает традиционные виды хозяйствования, обитание в привычных природно-климатических условиях, национальную культуру. Привычные природно-климатические условия имеют для КМНС первостепенное и жизненно важное значение из-за неразрывной связи этих народов с природой. Для своего сохранения этносреда предусматривает ограничение проникновения чужеродного влияния, которое разрушает ее основы.

Для сохранения КМНС как этноса непременным условием является устойчивое развитие традиционных видов хозяйствования. А для этого необходимо решить вопрос собственности на главное средство производства - землю. Мировая практика накопила много вариантов решения данного вопроса.

За рубежом впервые земли были предоставлены аборигенам в исключительное пользование на Аляске в 1971 г. Тогда им было выделено 11 млн га (11% земель штата) и 962 млн долл., которые необходимо было выплатить в течение 20 лет. В Канаде это было сделано в период 1975-1991 гг., в разное время по отношению к различным народам Севера. Кроме того, была единовременно выплачена сумма в 1 млрд долл. за 14 лет, т.е. по 4 тыс. долл. На 1 чел. в год. На Аляске было выплачено несколько меньше - по 700 долл. на 1 чел. В Швеции в 1981г. были декларированы небольшие права саами на северные районы страны.

Что общего в этих соглашениях? Во всех соглашениях прослеживается то, что даются полные права на возобновимые охотничье-промысловые ресурсы, но весьма ограниченные - на не возобновимые, минеральные. При этом аборигены получают часть лицензионных платежей и отчисления от прибыли добывающих компаний.

В дальнейшем прослеживается тенденция еще большего ограничения прав на не возобновимые ресурсы недр. На Аляске с окончанием срока действия договора 1971 г. подвергается сомнению правовая обоснованность передачи недр даже под ограниченный контроль коренного населения. Недра считаются достоянием всего народа, всей страны.
Нужно отметить, что политический и административно-территориальный статус коренных жителей Севера - постоянный объект противоречий и разногласий. В рамках государства, где коренное население представлено небольшим количеством относительно пришлого населения, которое и сделало основной вклад в развитие территории, трудно решить вопрос: кому же принадлежат права на землю и ресурсы этих территорий. К тому же проблемой остается и другой вопрос - кого же считать коренным населением? Эта проблема существует и в России. Так, например, в Ненецком автономном округе (НАО) к ним, очевидно, можно отнести и русское население, живущее с XV века в низовьях реки Печоры.

Одной из наиболее острых проблем, не терпящих отлагательства в ее разрешении, является проблема сохранения традиционного хозяйства и самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера в местах интенсивного освоения природных ресурсов, и в первую очередь - углеводородных.

Для общин КМНС, ведущих традиционный образ жизни, наиболее важное значение имеют земля, охотничьи и рыболовные угодья, пастбища. В нашей стране вопрос о частной собственности на этот ресурс для коренных жителей Севера всерьез не ставится. Для ведения патриархального хозяйства вполне достаточно гарантировать малочисленным народам Севера (МНС) безвозмездное и бессрочное владение и пользование природными ресурсами. На практике сегодня они передаются общинам бесплатно в пожизненное наследуемое владение либо в аренду на основании Указа Президента РФ от 22.04.1992 "№" 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности МНС". Так, например, в Ненецком автономном округе земли переданы общинам в аренду.
В ст. 97 п. 53емельного кодекса РФ от 25.10.2001 "№" 136-ФЭ говорится, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малых народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования КМНС. Причем порядок природопользования и границы территорий определяются исключительно Правительством РФ.

В северных регионах в местах компактного проживания малочисленных народов отвод земельного фонда под родовые, общинные и семейные угодья проведен повсеместно. В ходе землеотвода возникло много проблем. Одна из них - плохо проработаны взаимоотношения между землепользователями и недропользователями. Так, в Ненецком автономном округе непроработанность вопроса во многом предопределяет многочисленные конфликты между МНС и нефтяными компаниями. Тем не менее принятая система отношений собственности на природные ресурсы весьма разумна. Зарубежный опыт свидетельствует, что во всем мире государства, особенно в последнее время, неохотно идут на передачу земель аборигенам в собственность. Можно привести массу доводов против введения частной собственности на землю. Например, В.М. Куриков выделяет два основных довода, которые весьма негативно могут сказаться на укладе, являющемся базисным для северного этноса. Во-первых, в результате продажи земли могут оказаться в руках людей далеких от традиционного природопользования. Во-вторых, это приведет к глубокому социально-экономическому расслоению среди коренного населения, что по сути противоречит самой природе патриархального уклада и ведет к его разложению [2, с 82].

Что касается первого довода, то примером может служить Мурманская область, где родовые промысловые угодья саами, коми, ненцев были отданы в аренду иностранным фирмам. Нередко полукриминальными элементами для получения налоговых льгот и выгодных заказов ставятся представители аборигенов в качестве фиктивных участников или руководителей якобы национальных предприятий [5, с. 64].

Вместе с тем необходимо четко представлять, что родовые угодья - это основа сохранения северного этноса, но не основа его экономического благополучия. Традиционные отрасли хозяйствования по своей сути не являются товарным производством. Следовательно, необходимо искать возможности создания северного товара, который мог бы участвовать в товарообмене. К тому же он должен быть конкурентоспособным, чтобы держать свои позиции в рыночной борьбе.

С научной и практической точки зрения особенный интерес представляют территории, находящиеся на ранней стадии разработки нефтегазовых ресурсов. Здесь еще не произошли необратимые изменения ни в экологии, ни в образе жизни и жизненном укладе аборигенного населения. Таким объектом является НАО, недра которого обладают значительными запасами углеводородного сырья.

Исследования показали, что на территории разработки нефтяных ресурсов становятся весьма сложными как занятие традиционными промыслами, так и работа нефтяных компаний. Однако для сохранения КМНС как этноса непременным условием является устойчивое развитие традиционных видов экономической деятельности. С другой стороны, развитие традиционного хозяйства - основной ограничитель развития нефтедобычи.
Как бы ни стремились нефтяные компании использовать щадящие технологии и бережно относиться к природной среде, все же нагрузка на природную среду велика. Кроме того, активное вторжение на территорию проживания аборигенов разрушает их привычную среду обитания, привносит многие нормы поведения, не свойственные этносу. Тем самым подрывается самобытность аборигенов и расшатывается в целом их жизненный уклад. С другой стороны, нельзя остановить процесс разработки природных ресурсов, особенно углеводородов, которыми богат Север. Так, в Ненецком автономном округе на территории Больше - земельской тундры в местах проживания КМНС прогнозируются большие объемы нефтедобычи, на территории тундры будут построены нефтепроводы, которые свяжут места добычи с морскими терминалами.

Полностью статью читайте в журнале "Региональная экономика: теория и практика", Москва, 20 апреля 2012