• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение на расстоянии

Система дистанционного управления обучением уже на протяжении нескольких лет успешно практикуется в Европе. Пришел черед и российских вузов испытать ее. О том, почему Высшая Школа Экономики активно развивает систему Learning Management System, чем LMS отличается от традиционных подходов к контролю образовательного процесса, рассказала Малышева Марина Александровна, заместитель начальника учебно-методического отдела НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Использование LMS может обеспечить совершенно новый подход к организации обучения, благодаря тому, что в данной системе преподаватели имеют возможность размещать любые материалы: от презентаций и ссылок на нормативно-правовые акты или актуальные научные статьи до видеоматериалов, которые доступны всем студентам, изучающим данную дисциплину, в любое время суток. Некоторые преподаватели предпочитают размещать сразу все материалы по читаемой дисциплине, кто-то выкладывает только основную или дополнительную информацию. Но в любом случае, различные стратегии предоставляют возможность организовывать процесс обучения в удобной для преподавателей форме. Например, наличие необходимых для занятий материалов в одном месте и доступа к этим материалам, позволяет студентам знакомиться с ними заранее, что может превратить даже самые скучные лекции в увлекательные дискуссии по вопросам, которые вызывают у студентов трудности или, наоборот, интерес. Кроме того, постоянный доступ студентов к дополнительной информации, размещенной в системе LMS, расширяет возможности самостоятельного изучения содержания дисциплины и способствует получению более углубленных знаний.

Еще одним преимуществом LMS является то, что у преподавателей появилась возможность осуществлять, в том числе, и удаленный контроль знаний путем получения результатов выполнения студентами различных тестов, включая тесты для самоконтроля. Система работает с любыми типами заданий: от тестов открытого и закрытого типов до написания эссе. Эти задания можно комбинировать случайным образом, Процесс подсчета результатов прохождения тестов в LMS автоматизирован, что существенно сокращает время подведения итогов, а, следовательно, облегчает работу преподавателей.

Существенным является и то, что кроме выполнения тестов, преподаватель в системе LMS имеет возможность назначать студентам и другие задания, выполнение которых можно контролировать в любой точке мира через Интернет. Совместная работа студентов над заданиями в LMS осуществляется через Вики-инструмент, причем преподаватель может следить за ходом выполнения работы на любом этапе, оставлять комментарии и отвечать на вопросы. Очень важно, что система четко отслеживает срок предъявления выполненного задания, т.к. сдать работу студенту после обозначенной даты будет просто невозможно.
Для ускорения коммуникации между студентами и преподавателями в LMS функционируют системы личных сообщений и доски объявлений, а также форум.

Все перечисленные достоинства LMS являются очень актуальными также для организации, например, очно-заочного обучения. По такой форме в филиале обучаются студенты магистерской программы «Управление образованием». Опыт показал, что возможность постоянного доступа к материалам лекций, дополнительной информации, тестам для самоконтроля, информации о содержании заданий и срокам их выполнения, а также оперативного взаимодействия с преподавателями делает процесс обучения более удобным и стимулирует студентов регулярно обращаться к размещенным материалам. А это в свою очередь повышает эффективность обучения и способствует освоению студентами необходимых компетенций.

Учитывая, что НИУ ВШЭ имеет несколько кампусов, с помощью LMS можно создать условия для обеспечения студентам разных кампусов, которые обучаются по одной образовательной программе, равных возможностей для доступа к качественным учебным материалам. В следующем учебном году такая возможность, я думаю, представится студентам магистерской программы «Экономика впечатлений», которая будет реализовываться параллельно в Москве и Петербурге. А успешный опыт проведения в этом году на факультетах экономики, социологии и менеджмента Санкт-Петербургского кампуса госэкзамена через систему LMS, возможно будет способствовать тому, что и экзамены студенты разных кампусов НИУ ВШЭ, обучающиеся по одним образовательным программам, будут сдавать в одно время по общим заданиям и вопросам.