• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему мы ее не любим

Эдуард Понарин, социолог, заведующий Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург об антиамериканизме (проект Кирилла Жиркова)

Разный антиамериканизм

Опубликовано в "Деловом Петербурге" №105 от 15.06.12

Нелюбовь к Америке – общее место, анализируют этот феномен много, в том числе и в социологической литературе. Гегемона не любят практически во всех странах мира, но в каждой по-разному. И нелюбовь их изменяется не только накалом, то есть степенью неприятия, но и тем за что именно Америку не любят.

Научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Кирилл Жирков изучил отношение 33 стран к США и пришел к выводу, что глобально антиамериканизм различается на антиамериканизм культурный и антиамериканизм политический.

Соединенные Штаты Америки продвигают в мир определенные ценности, такие как демократия, права человека, толерантность в отношении других религий, национальностей, расовой принадлежности и поведения человека, в том числе и сексуального. Американские женщины имеют не только право голоса и на образование, но и занимают высокие должности, такие как госсекретарь страны. Огромное значение в американской культуре имеет индивидуализм, предпринимательство, свобода совести. Все вместе, включая стиль самовыражения, общения и образ жизни составляет культурный код, который активно пропагандируется в различных частях света посредством СМИ, кино, видео, интернета, личного примера туристов. Неприятие этих ценностей в целом, или частично можно назвать культурным антиамериканизмом.

И с этой стороны Америка критикуется странами среднего достатка, которые подняли свой уровень жизни (и амбиции), но пока не прошли культурную модернизацию. Как правило, это нефтедобывающие страны, в которых продолжают господствовать традиционные ценности, плохо совместимые с ценностями западного мира.

Напротив, в бедных странах (в частности, в африканских) Америку одобряют и в политических вопросах, и в культурных. Но их одобрение по своей природе больше напоминает любовь бедняка к богачу, готового оправдать любые чудачества барина в обмен на объедки со стола, будь то возможность переезда в страну или гуманитарная помощь. Через десять лет эти же страны, возможно, будут также любить Китай.
Богатые страны, такие как Швеция, Норвегия, Дания и прочие не любят Америку по политическим причинам. Ее критикуют ее за определенные внешнеполитические действия: войны, нарушения прав человека, отказ присоединиться к инициативам, связанные с защитой окружающей среды и т.д. Кроме того, ее критикуют и за внутреннюю политику: наличие смертной казни, слабую систему социальной поддержки, высокое имущественное неравенство. В то же время общую культуру и ценности эти страны разделяют с США, поэтому их антиамериканизм в большей степени касается конкретных действий страны-лидера.

Но есть две страны, которые не вписываются в общую кривую антиамериканизма, составленную после изучения результатов опросов об отношении к Америке 33 стран, - это Турция и Пакистан. Главное их отличие состоит в степени неприятия – ненависть к Соединенным штатам Америки здесь просто зашкаливает. А, кроме того, выяснилось, что турки не любят США и с культурных, и с политических позиций. Дело в том, что культурное неприятие является в большей степени эмоциональным отрицанием, по своей природе схожим на непринятие другого человека. Для политического антиамериканизма требуется большая доля образованных, рационально мыслящих людей. Турция, которая в последние десятилетия активно развивается экономически, стала единственной страной, у которой рейтинги политического и культурного антиамериканизма оказались одинаково высокими. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что ислам является одним из факторов, определяющих нелюбовь к Штатам по культурным разногласиям, поэтому неудивительно, что степень ненависти оказалась наивысшей именно в Турции и Пакистане.

Если вспомнить о теории «мягкой силы», утверждающей, что помимо военной и экономической мощи, страна-гегемон должна быть привлекательной, то вероятно, что в ближайшие десятилетия Штатам будет сложно удержать за собой место безусловного лидера, поскольку в их арсенале осталась только жесткая сила. Использование военной силы в долгосрочной перспективе – очень затратный и контрпродуктивный инструмент. Ею можно пользоваться только иногда, для острастки. Китай, набирающий и экономическую, и военную мощь, не вызывает такой ненависти в мире, как США.