• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная гардарика

Альбрехт Кауффманн, старший научный сотрудник института IWH (г. Халле, Германия): совместно с Лабораторией урбанистических исследований (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) мы начинаем исследование особенностей экономического развития российских городов в переходный период

Исследование в самом начале и на данный момент, мы выделили типы городов, растущие, или, наоборот, кризисные, определили структуру, методику, источники исходных данных, выбрали показатели и гипотезы, которые хотим проверить.

Формирование системы городов в России имеет свои особенности и отличия от того, как это происходило в Европе, например. Города за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке выделяются тем, что не имеют пригородной зоны, другими словами, они не окружены городами-спутниками или другими загородными постройками. Мегаполисы есть, а агломерации вокруг – нет. Второе, освоение Сибири шло вдоль рек, текущих с юга на север и впадающих в Ледовитый океан. Города здесь возникали не в силу экономических или торговых причин, казачьи остроги возводили в силу военной необходимости, то есть долгое время речь шла не о естественном формировании системы расселения, а о планировании военных поселений. И только строительство Транссибирской магистрали позволило зафиксировать систему городов на юге азиатской части России и дало мощный толчок к освоению региона. Еще одна особенность – это огромные расстояния между городами в регионе, порой достигающее трех тысяч километров. В Центральной России расселение проходило более естественно, схоже с тем, как это делалось в Европе, но даже эта часть страны заселена и расселена в меньшей степени, и расстояния между ее городами и другими населенными пунктами более значительные.

Урбанизация в России закончилась в конце 80-х годов по достижении пика доли городского населения, потом его рост стабилизировался. А в 1994-1996 годах было даже зафиксировано снижение числа городских жителей в пользу сельских. Причин тому несколько, кто-то уезжал из города, где закрывались производства, и не было работы на жительство в деревню, кому-то было выгодней жить загородом, сдавая, к примеру, городскую квартиру в наем, плюс часть поселков городского типа была переведена в статус сельского поселения, что изменило статистику городского и сельского населения. Сейчас мы не наблюдаем массового исхода людей из деревень в город, возможно, потому, что уже просто некому ехать.

В 90-е годы можно было наблюдать массовую миграцию из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны. Причиной тому стали либерализация экономики и политической системы, скажем, поменять прописку тогда было несложно. В 2000-е годы это переселение продолжилось, хотя поток и ослаб в разы. Но силу притяжения людей такими агломерациями как Москва и Петербург мы узнаем только после публикации данных последней переписи. По имевшимся до 2010 г. статистическим данным делались выводы, что население в городе на Неве не просто стабильно, но и уменьшилось, и только данные, полученные в ходе Переписи-2010, показали, что его жителей стало на 300 тысяч больше.

Мы хотим узнать насколько те или иные факторы влияют на развитие или упадок городов, в том числе нас интересуют институциональные факторы. Насколько федеральная или муниципальная политика влияет на экономическое процветание городов. В Польше и Германии муниципальные образования владеют полнотой полномочий и ресурсами для проведения самостоятельной политики в области занятости, развития города и экономики. В России муниципалитеты очень зависимы от субъектов РФ, а те – от центрального правительства в Москве. Когда на высоком уровне принимается решение о строительстве новой магистрали, нефтепровода или другого инфраструктурного проекта, то это всегда касается определенных территорий, какие-то субъекты или муниципалитеты могут выиграть от этого, получив инфраструктуру, или рабочие места, или транспортную доступность.
Второй момент касается административной структуры городов и границ муниципальных образований. У крупного муниципалитета или столичных городов федерального значения, в наличии больше ресурсов для развития, чем у системы связанных между собой малых и средних городов. Поэтому многие проблемы городского развития решаются не кооперацией с городами-соседями, как это принято на Западе, а изменением границ и присоединением новых территорий.

Малые российские города, как правило, находятся в сложной ситуации, за исключением тех случаев, когда город находится при большом процветающем предприятии. Но когда у этого предприятия случается кризис, то кризис наступает и у всех жителей этого города. Экономика больших городов более диверсифицирована, там больше отраслей, поэтому больше шансов на выживание, развитие и привлечение ресурсов, в том числе, человеческих.

Система расселения в России пока еще не завершена. И мы сможем в ближайшие десятилетия наблюдать упадок и развитие отдельных городов. Процессы изменения роли городов тесно связаны с развитием доступности территории, которое включает в себя не только строительство дорог и аэропортов, развитие связи и телекоммуникаций, появление скоростных поездов или новых авиалиний, но и развитие институтов, способствующих повышению мобильности людей, идей, товаров и капиталов.