Когорта креативных революционеров
Елена Омельченко, профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, директор Центра молодежных исследований о поколении «Х в квадрате», которое уже успело проявить себя в политике, и, более того, своим участием в политической жизни страны, двадцатилетние изменили само представление о том, что значит «заниматься политикой» и «делать революцию»
Думаю, что в декабре прошлого года не только власти ощутили шок от неожиданного открытия – российская молодежь оказалась социально-активной. Правда, очень быстро проправительственные СМИ и некоторые социологи скорректировали описание вышедших на Болотную, сузив аудиторию до детей семей среднего класса, которым нечем заняться, в том смысле, что от забот о хлебе насущном они освобождены, благополучное будущее им обеспечено, а если кто из них и работает, то занимается интеллектуально-эстетическим трудом, который воспринимается больше как досуговое времяпрепровождение.
По свидетельству социолога Ольги Крыштановской, изучавшей участников митинга, около 60% из них были молодые люди от 18 до 34 лет, при этом большинство протестантов с высшим или неоконченным высшим образованием. То есть традиционные недовольные – пенсионеры и профессиональные активисты оппозиционных партий – в декабре сменили свой состав. С начала нулевых наша власть озабочена оранжевой угрозой, но очевидно, и Ольга Крыштановская пишет, то, что мы наблюдаем последние полгода, ни с какой цветной революцией нельзя сравнивать. Это протест вообще, все лозунги о вещах абстрактных, таких как свобода слова, собраний и выступлений.
Главной приметой политических практик нового поколения стала театрализация революции. В каком-то смысле их можно сравнить со студенческими волнениями 1968 года в Европе. И тогда политические выступления активно находили свое отражение в кино, литературе, философии, музыке. И сейчас креативность била ключом: митинги были представлены через социальную рекламу, обсуждение социальных проблем. То, чем раньше занимались профессионалы, теперь производила улица в невероятных количествах: яркие политические образы, бренды, образцы искрометной сатиры, слоганы, мемы.
Род занятий большинства протестующих, согласно социологическим исследованиям, так или иначе, связан с информационными технологиями или гуманитарными областями знаний. Все это по-новому развивает мозг и формирует поведение. Компьютерные игры, современные средства коммуникации, которые отличает мобильность, скорость создали новые способы решения задач, которые, конечно же, были перенесены в область организации митингов.
Заниматься политикой в традиционном ключе новому поколению скучно. Для них революция – это тусовка, но тусовка, имеющая определенную цель и идею. Они не хотят внимать вождю, не хотят идти за вождем, они хотят сами творить свою революцию, они – сотворцы. Это была революция в off- и online, когда происходящее на площади в режиме реального времени тиражировалось через twitter, Вконтакте и Facebook. Они чувствовали, что являются коллективным телом, причем не только здесь, на площади, но и в одночасье по всей России. Митингующие в Ульяновске, Уфе или Саратове ощущали единство с питерцами на Пионерской площади и с москвичами на Болотной. Множественность и сила, получаемая в результате одновременной жизни в реале и виртуале создавали для них такой невероятный заряд энергии и кайфа.
Сейчас протестует класс обеспеченных молодых людей. Молодой пролетарий, напротив, выступает за существующее правительство, и его можно понять: промышленность худо-бедно возрождается, в кризис рабочие места сохранили, зарплаты растут. Но и хипстеры, и участники движения «Наши» - это одно поколение, и его представители оказались по разные стороны баррикад. Их ровесниками являются и полицейские, которые разгоняли митинг в мае, после чего появились заявления с просьбой отстранить от работы на митингах, вплоть до того, что люди увольнялись из правоохранительных органов.
Среди «нашистов» много ребят из малоресурсных семей, которые для себя увидели в этом надежду на лучшую жизнь, и некоторым удалось воспользоваться этим социальным лифтом. Война, природные или техногенные катаклизмы, экономический кризис объединяют всех, но когда речь идет о таких категориях как справедливость, свобода, ответы на эти вопросы у каждой ресурсной группы свои. Участников в движение «Наши» собирали по окраинам городов, в районных центрах, возили, показывали Москву. Потом, конечно, за ненадобностью их тоже слили…
Но ребята движения «Наши» и стоявшие на Болотной – это одно поколение, и подобно сообщающимся сосудам они перенимают друг у друга способы действий, публичной презентации. Креативность «наших» ничуть не менее эпатажна и остра, чем творческие решения оппозиционных революционеров. Вспомнить, хотя бы их акцию с сердечком «Путин любит всех», или «позор России» с портретами лидеров несистемной оппозиции, или флэшмобы, гипертрофированно бессмысленные и навязчивые.
Еще одна важная примета революционеров поколения «Х в квадрате» - это стремление действовать в условиях новой искренности, в доверительной манере. Интернет начинали осваивать как место, где можно спрятаться, подменить или создать новую идентичность. Сейчас Интернет стал пространством искренности. Люди хотят рассказывать о себе и рассказывают максимально много. Сформировалась манера другого разговора, другой искренности, и она перетекла в жизнь реальную. Интернет сформировал новый тип доверия, которое стало противопоставлением традиционной политике, которую делают мажоры, карьеристы, погрязшие в коррупционных скандалах. И вот появилась возможность создать другое политическое пространство, и этой возможностью молодые люди воспользовались. И дело тут не только в интернете, но и в той обиде, которая возникла в результате фальсификаций и нечестных рокировок, предпринятых властью. На мой взгляд, если власть не начнет открытый диалог с молодежью, причем не только с протестующей, но и с теми ребятами, которых они использовали в свою поддержку в период волнений, последующие осенью события могут быть более радикальными, чем мы наблюдали этой весной.