• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нужны ли госкомпаниям инновации?

Елена Рогова, заведующая кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента Высшей школы экономики для "Российской газеты"

Рубрика "Мнение", Автор: АЛЕКСЕЙ СТРИГИН, Источник: Российская газета # Экономика Северо-Запада, Дата: 11.09.2012 6:00:00, Город: Санкт-Петербург

Несколько дней назад минэкономразвития опубликовало паспорта инновационных программ российских компаний с государственным участием. Из них следует, что до 2020 года 48 госкомпаний должны потратить на цели инновационного развития 4,2 триллиона рублей.

Новость отрадная, если учесть, что еще недавно затраты госкомпаний на инновации были минимальными, а глава одной из компаний в своем блоге публично заявлял, что инновации его бренду ни к чему, так как у компании нет в нашей стране конкурентов. Даже если инновационные программы госкомпании стали разрабатывать после настойчивых просьб федеральных властей, их появление означает, что был проведен анализ деятельности рынка, выявлены ключевые направления, требующие обновления, и хотя бы приблизительно подсчитаны перспективные расходы на это обновление. С другой стороны, судьба российских инноваций в исполнении госкомпаний остается неясной. Во-первых, хотя сама сумма расходов, обозначенная в программах, значительна, но она по-прежнему невелика в сравнении с общим бюджетом компаний. Во-вторых, из суммы в 4,2 триллиона рублей львиную долю занимают расходы двух компаний (3,7 триллиона рублей), а учитывая изношенную инфраструктуру одной из них, понятно, что до собственно инновационных технологий у этой компании дело дойдет не скоро, и будет их очень немного: львиная доля расходов уйдет именно на обновление инфраструктуры и парка.
Что до остальных компаний, то по части затрат на инновации они существенно отстают от зарубежных конкурентов как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Но основная проблема даже не в этом. Дело в том, что, похоже, при составлении своих инновационных программ госкомпании относительно четко представляли себе расходы, но вот о результативности этих расходов задумывались слабо. Ведь инновации - это новые продукты, услуги, технологии, новые способы управления, востребованные рынком. А каким будет этот рынок, с учетом международных тенденций? Такого анализа в программах, за исключением некоторых компаний, практически нет.

В теории и практике инновационного менеджмента существует такое понятие, как "инновационный рычаг", когда небольшое приращение затрат на инновации приводит к существенному росту выручки от реализации.

Классический пример таких компаний - Apple, но и автомобильные, и фармацевтические компании добиваются такого роста. Не все, но лучшие. Эти компании не только мониторят рынок и проводят его перспективный анализ, они поддерживают перспективные разработки, иногда достаточно далекие от текущей деятельности и не сулящие в ближайшее время существенных прибылей, но "выстреливающие" в перспективе. Для этого нужны центры форсайта, корпоративные венчурные фонды, исследовательские центры. Пока в российских госкомпаниях такая работа активно не ведется, трудно ожидать в перспективе инновационного бума. Но, повторюсь, разработка инновационных программ полезна хотя бы тем, что может дать толчок рынку, на котором работают малые и средние компании, гораздо более озабоченные обеспечением конкурентоспособности, а следовательно, более склонные к инновациям. И в этом плане инновации нужны не столько госкомпаниям, сколько российской экономике.