Учиться по Конфуцию
Обычно в любой стране местные дети учатся лучше детей мигрантов… за исключением школьников, приехавших из дальневосточных стран. По мнению научного сотрудника Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Евгения Варшавера причина заключается в ценностных установках жителей конфуцианских обществ
Евгений исследовал академические успехи детей мигрантов из разных стран. Сначала он пытался объяснить успехи в учебе юных выходцев из Китая, Южной Кореи, Японии и Вьетнама ценностными установками постиндустриального общества, но особого успеха в этом не достиг. Продолжив свои поиски, он наткнулся на ряд ценностей, которые условно назвал ценностями дисциплины, в них он включил упорство в труде, уважение к знаниям, усидчивость. И на этом поле лидируют, конечно же, дальневосточные страны.
Но самыми удивительными оказались другие наблюдения. При подсчете данных, полученных в результате исследований World Values Survey, выяснилось, что ближе всех к дальневосточным обществам по значимости этих категорий стоят постсоветские республики. Показателен пример Азербайджана, который в этом отношении оказался гораздо ближе к Китаю, чем к Турции, а ведь по сути дела, Турция и Азербайджан – это одна нация, но два разных государства. Турки по своему отношению к дисциплине в бостонской матрице находятся примерно там же, где Иран, Пакистан, в общем, в одном с этими странами культурном пространстве. А вот Азербайджан в одной локации с другими постсоветскими республиками, вне зависимости от того, в европейской или азиатской части материка они находятся. Это говорит о том, что ценностные сдвиги в этих странах произошли относительно недавно.
Вторая интересная деталь заключается в том, что в традиционно чтящих дисциплину и тягу к знаниям протестантских странах ценности дисциплины больше не являются значимыми. А ведь еще в начале века знаменитый социолог Вебер считал самодисциплину одной из характерных черт жителя протестантского общества. Современные европейцы не слишком требовательны к своим детям, более того, по усидчивости и работоспособности они уступают не только конфуцианским обществам, но даже постсоветским.
Возможно, причины этому нужно искать в нашем недавнем прошлом, в том, как через систему школьного образования государство насаждало дисциплину свои гражданам авторитарными методами. В конфуцианских обществах, где веками функционировала система отбора через экзамены, дисциплина в крови ее жителей. Но оказалось, что за относительно короткое время мы довольно близко смогли приблизиться к этим странам. Как говорил Ницше, истоки морали находятся в системе жестких наказаний и санкций, применяемых государством. Как известно, авторитарные методы – единственный способ добиться существенных ценностных сдвигов в сознании людей в сжатые сроки. А Советский Союз и государства Дальнего Востока представляли собой образцы именно автократий.
В то же время, появление возможностей, прозрачных и работающих механизмов рыночной экономики позволили этим странам довольно быстро разбогатеть, в том числе и благодаря трудолюбию и самодисциплине ее граждан. Возможно, при изменении условий игры готовность наших людей к труду и сверх усилиям тоже, в итоге, приведет к быстрой экономической трансформации.