• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карты, деньги, грабли

Кирилл Шиханов, основатель краудсорсинговой компании Crowderry, сотрудник Лаборатории исследования корпоративных инновационных систем НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург о пластиковых картах

Российская газета # Экономика Северо-Запада, Санкт-Петербург, 2 октября 2012, рубрика МНЕНИЕ

НЕДАВНО стало известно о новых проблемах с выпуском универсальных электронных карт (УЭК) в России. В частности, в связи с невозможностью планировать расходы и развивать инфраструктуру. По словам вице-президента ОАО "УЭК" Андрея Петкевича, возникновение таких проблем связано с неясными источниками финансирования закупки заготовок карт, а также переносом сроков запуска проекта на год.

Для полного понимания происходящего в России можно посмотреть на примеры Австралии и Великобритании, которые уже брались вводить универсальные идентификационные карты и впоследствии отказались от них.

Так, в апреле 2006 года премьер-министр Австралии анонсировал выпуск карт доступа к медицинским и социальным услугам, включающих различную информацию о владельце карты и по своему функционалу заменяющих национальную идентификационную карту. А в ноябре 2007 года правительство страны закрыло проект, успев потратить 52 миллиона долларов на консультантов, юристов и рекламу. Представители правительства описывали проект как непродуманный, плохо исполнимый и требующий гораздо больше затрат, чем представлялось.

Объявление о вводе британских национальных идентификационных карт прозвучало в выступлении королевы в ноябре 2003 года. Спустя пять лет первые биометрические карты (более 50 полей данных) попали в руки своих владельцев, заплативших за них 30 фунтов стерлингов. В 2010 году вышло постановление о закрытии уже ставшей масштабной программы идентификационных карт, что позволило бы сэкономить правительству около миллиарда фунтов стерлингов в последующие десять лет. Одна из причин отмены идентификационных карт заключалась в уязвимости персональных данных.

Для успешного внедрения универсальных карт российским инициаторам проекта необходимо извлечь уроки других стран и обратить пристальное внимание на возможные источники проблем, ведь аналогичные придется преодолевать и в российских реалиях. Если удастся избежать "грабли", остановившие англоязычных коллег, то шансы достать электронную карту из сумки и продемонстрировать ее дежурному врачу значительно повысятся.

В качестве одного из решений следует рассмотреть взаимодействие с сообществом энтузиастов. Тогда эти пользователи и смогут быть движущей силой. В качестве последнего примера - написание конституции в Исландии ее гражданами через Интернет. Когда проект сложно спустить по бюрократической машине сверху вниз, нужно его поднимать снизу. Это и будут делать инициативные пользователи.

Есть и другой факт в пользу понимания эффективности и привлечения внимания к массовому пользователю. В мире один миллиард человек, имеющих банковский счет, и пять миллиардов мобильных телефонов. В России уровень проникновения сотовой связи оценивается в 150 процентов, при этом 70 процентов населения страны не пользуется банковскими услугами. Сравнивая два числа, можно сделать очевидный вывод о глобальных тенденциях. И постоянно помнить, что карты делаются для людей.