• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У семи нянек дороги опасны! Смертельно….

Дмитрий Гусев: Трагическая и нелепая гибель любимой многими актрисы Марины Голуб в очередной раз породили в обществе и СМИ множество разговоров о том, что с безопасностью дорог надо что-то делать.Применим системный подход и попробуем разобраться, что к чему.

Безопасность дорог состоит из 5 частей связанных между собой:

- состояние дорог;
- подготовка водителей;
- прилегающая инфраструктура;
- организация движения;
- техническое состояние транспортных средств.

В существующем Федеральном законе «О безопасности движения» нет термина «безопасность» Вообще нет! Между тем закон пересматривался много раз, но, чаще всего, по одному вопросу: кому давать мигалки? Мигалки, вроде бы сняли, у тех, кому неположено, а безопасности на дорогах не прибавилось.

Несколько лет назад обучение водителей передали МинОбразу, у которого нет ни специалистов по подготовке водителей, ни специалистов по безопасности движения. Итог зафиксирован через год в виде роста кривой аварийности среди начинающих водителей. Произошло это по нескольким причинам:

- программы обучения водителей устарели на 30-40 лет.

- в существующих программах ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСВУЕТ раздел обучения «Методики безопасного вождения». Это раздел, который учит, как именно соблюдать ПДД, при помощи простых и эффективных алгоритмов анализа ситуации, принятия и осуществления действий в различных дорожных ситуациях.

Простой пример: ПДД требует держать безопасную дистанцию до впередиидущего транспортного средства. Я опросил несколько сотен водителей как они это делают и выяснил, что основой для выбора дистанции является опыт и интуиция. То есть пока учишься, много раз создашь аварийную ситуацию. А в британской методике вождения «IPSGA» (внедрение которой позволило снизить аварийность среди мотоциклистов на 40% за несколько лет) есть простое правило «2-4-8». Оно гласит, что дистанция до впередиидущего транспортного средства должна быть:

- на сухой дороге - 2 секунды;
- на мокрой дороге - 4 секунды;
- на льду - 8 секунд

При этом правило универсальное, и годится для любого диапазона скоростей, потому что с ростом скорости, увеличится дистанция между машинами. А время можно определить в момент, когда впередиидущая машина проехала любой неподвижный объект: дерево, столб, тень, трещину на дороге. Подобные правила существуют для проезда перекрёстков, выбора скорости движения, перестроения. Но, поговорим о качестве дорог.

Дороги у нас принято ругать, и дорожников тоже. Асфальт, который массово кладут летом, к весне следующего года рассыпается, причём в основном - верхний слой. Сейчас вместо песчанистой фракции (размер камушков до 5 мм.) кладут мелкозернистую (камушек от 5 до 15 мм). Не гнушаются класть и больше (до 20-25 мм). Особенность мелкой и средней фракции в том, что она имеет пористую структуру. Зимой поры пропитываются водой в оттепели, и замерзают в заморозки. В итоге лёд раздвигает поры, вырывая камушки из битума, а шипы автомобилей вырывают их, образуя колдобины глубиной в верхний слой износа. К этому нужно прибавить неравномерность перемешивания с битумом, недостаточную подготовку поверхности укладки, и возможность класть охлаждённую смесь. Но, стоит ли ругать дорожников? Не стоит. Потому что есть версия, что летом в пиковые нагрузки на асфальтовые заводы они не успевают готовить достаточное количество двух смесей, и поэтому переходят на одну. Ведь производство асфальта бизнес сезонный, а значит, есть нюансы. А в итоге страдаем мы все.

Кстати, отсутствие федеральной системы контроля за качеством дорог, которую не так сложно, и не так дорого создать, пока не существует, и поэтому вести мониторинг состояния дорожного полотна госорганы пока не могут. Зато есть Навальный, с «РосЯмой» который неплохо пиарится на дорожной теме. Правда, как и большинство оппозиционных лидеров, не предлагает решений. Стране же нужны решения проблем, а не борьба с последствиями.

Выше были рассмотрены и очень поверхностно две из пяти составляющих безопасности движения. Понятно, что есть глупые стандарты, требующие освещать факелами и лампочками в ночное время участки ремонта, хотя светодиодные технологии и мобильная генерация электричества существуют уже давно. Понятно, что есть энтузиасты из движения «Пробок нет», которые по своей инициативе находят и инициируют оптимизацию дорожного движения в городе Москва. И понятно, что надо наводить порядок на дорогах. Ведь сейчас с безопасностью движения связаны: МинТранс, РосАвтоДор, ГИБДД, МинОбраз, РосТехнадзор, РосСтандарт и прочие, прочие, прочие… Что характерно, что для всех этих ведомств, именно безопасность на дорогах является побочным видом деятельности. Кроме ГИБДД. Но оно, в первую очередь, надзорный и карательный орган, а не обеспечивающий.

В итоге у семи нянек дитя без глаза… Почему?

Потому что все проблемы в стране носят межнормативный и межведомственный характер. И решить их можно только системно и комплексно. Кстати.. вместо баллов и дырок в правах, можно ввести прогрессивную систему административной ответственности, когда ответственное лицо, просто фиксирует факт нарушения, а штраф отсылает компьютерная база. Штрафы: 1, 5, 10, 25, 50, 100 размеров, очень быстро охладят пыл тех, кто любит нарушать регулярно. Им будет ни за границу выехать, ни на работу не устроиться. А если к этому прибавить звание дорожного экстремиста, для тех, кто нарушает часто, то появится реальная возможность отправлять в зону, особо ретивых любителей погонять и понарушать.

Но, для начала нужно научить людей ездить и создать для них безопасные условия. Потому что безопасность, это - отсутствие прямой или косвенной угрозы жизни, здоровью и имуществу при условии соблюдения заданного для данного участка дороги правил движения. А правилам нужно учить, и нужно учить, как именно их соблюдать.