• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игра в кластеры

Кластеризация является одной из наиболее отчетливо проявившихся в последнее время тенденций современной экономики

Опубликовано в Российской газете

Преимуществом ее в том, что кластеры, благодаря наличию взаимосвязанных производств и налаженном сотрудничестве между ними, развиваются быстрее предприятий, не интегрированных в кластерные связи, и становятся точками экономического роста. Речь, однако, не идет о формальном объединении предприятий одной или смежных отраслей в некоторую «надотраслевую» структуру. Кластеры базируются на устойчивой системе распространения новых знаний, технологий, продукции, то есть на единой технологической сети, в основе которой – совместная научная и образовательная база. Не случайно наиболее успешные мировые кластеры – Кремниевая долина в США, Монпелье во Франции – созданы вокруг университетов или исследовательских лабораторий крупных корпораций.

Важной особенностью кластеров является наличие в них малых предприятий, которые формируют инновационные точки роста экономики региона. Такие малые фирмы обеспечены заказами, с одной стороны, с другой, имеют доступ к капиталу промышленного предприятия – партнера, но при этом они сохраняют предпринимательский менталитет, активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям.

При формировании кластерной политики в Санкт-Петербурге следует действовать достаточно осторожно. Речь не должна идти об административном выделении неких юридических лиц, которые будут отвечать за развитие кластеров. Такие юридические лица понадобятся, но сначала следует проанализировать условия деятельности предприятий и понять, где усилия по кластеризации экономики приведут к наилучшим результатам.

В Санкт-Петербурге есть уже фактически действующие кластеры в сфере приборостроения, судостроения, энергетического машиностроения. Эти предприятия еще со времен Советского Союза наладили кооперационное взаимодействие как друг с другом, так и с вузами, НИИ. И хотя в первые годы рыночной экономики связи частично были разрушены, в последнее время они восстанавливаются быстрыми темпами, а присоединение к ВТО позволяет добавить к уже существующим взаимосвязям и международную кооперацию. Про автомобильный кластер пока сказать такого нельзя, так как наличие в городе «отверточных» производств не потянуло за собой рост отрасли автокомпонентов, не создало предпосылок для проведения научных исследований, не сформировало заказ на подготовку специалистов в питерских вузах. В этом плане действия Администрации Санкт-Петербурга по ограничению налоговых льгот для автопроизводителей, по повышению степени локализации следует признать обоснованными – они позволят сформировать предпосылки для взаимодействия и появления реального, а не «бумажного» кластера. Что же касается биофармацевтического кластера, пока он все-таки является неким «идеальным», «бумажным», а не реальным образованием: крупные предприятия строят свои заводы, не оглядываясь на существующие в городе производства и малые инновационные предприятия.

Наконец, еще один важный момент, который упускается и в речах петербургских чиновников, и в комментариях журналистов: кластер является сугубо добровольным образованием, имеющим в своей основе, прежде всего, экономические интересы. Если предприятиям невыгодно кооперироваться, никакие усилия «сверху» не заставят их это сделать, если кооперация выгодна, предприятия взаимодействуют между собой и без специальных постановлений. Поэтому сначала необходимо создавать условия для кооперации, а потом уже говорить о создании кластеров.