• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Российских школьников отличает уважительное отношение к образовательному процессу»

Третьего ноября на президентской программе «Управление образованием как инновационным ресурсом общества» прошел мастер-класс Филиппа Майлса (Philip Miles), методиста и преподавателя из Великобритании (Институт английского языка в Бристоле)

Мистер Майлс специализируется на обучении иностранных студентов базовым предмета: английский язык, география, курсы начального образования. Слушатели программы заранее подготовили интересные вопросы: от операционных (кто занимается подготовкой школы к новому году? как нормируется труд учителя?) до стратегических (что можно отнести к реальным достижениям Британской системы образования? как формируется стратегия развития муниципальных школ? какие вопросы школы могут решать самостоятельно?).

Межкультурные особенности образования, проблему обучения иммигрантов Филипп Майлс назвал вызовом №1, это проблема миграции и встраивания представителей других культур в социальное пространство Великобритании. В некоторых школах количество учеников, приехавших из других стран, доходит до 90% от общего числа. В школе, где работает сам Филипп, ученики говорят на 47 языках. Ф. Майлс отметил наличие множества «узких» моментов в отношениях с представителями исламской культуры при встраивании детей в образовательный процесс. Часто родители студентов негативно относятся к факту преподавания курсов по английской истории, ратуют за ношение исключительно национальной одежды, девочкам не разрешают заниматься физкультурой и учиться вместе с мальчиками, запрещают есть в общих столовых. Мусульманские мальчики с трудом воспринимают педагогов-женщин и не всегда готовы выполнять их просьбы и требования… Нередко встречаются случаи неуважения к женщинам-учителям со стороны подростков, выросших в исламских традициях. Политическая напряженность между Индией и Пакистаном также сказывается: обострение давнего конфликта приводит к дракам на школьном дворе между группами учеников, приехавших из этих стран. Но создание школ для учеников одной культуры не представляется адекватным ответом на ситуацию и частично ограничено государством.

Вызов № 2 – осознание того, что социальные сети занимают значимое время в структуре жизни учеников и образование как-то должно интегрироваться с этой системой. Пока эти два мира существуют параллельно…

Слушателей заинтересовал вопрос, есть ли что-либо привлекательное, по мнению самого мистера Майлса, в российской системе школьного образования. Ответ был такой: «Прежде всего, уважительное отношение учащихся к процессу обучения, «ваши ученики более широки и глубоки»; второе, идея образовательных программ. Эксперт был невероятно удивлен тем фактом, что в российских школах и вузах есть модель компетентности выпускника, как «желаемый результат» на уровне нормы. Британский стандарт образования не имеет четких границ для обозначения итогового образа школьника-выпускника. Предполагается лишь, что он будет работать с отдачей (response) и с душой (heart), привносить новые идеи (energy for the future), и быть полезным для общества (social-oriented projects).

Проблема финансирования начального и среднего образования также была встречена жаркой дискуссией в британском сообществе. Британское правительство старается перевести школы на систему частичного финансирования образовательных программ, сделать их относительно автономными и лишь немного зависимыми от государственного финансирования (денег налогоплательщиков). Стоит отметить, что родители школьников в Англии платят только за форму и в редких случаях за дополнительные материалы к занятиям. Практики привлечения родителей к оформлению и ремонту в школе (наши директора уточнили, какие формы дополнительного финансирования и участия со стороны возможны!) не приветствуются, поскольку каждую школу 4 раза в год обязательно проверяет строгая министерская комиссия (инспекция).

Учителя имеют фиксированный рабочий день с 8.00 до 17.30 пять дней в неделю (суббота и воскресенье – выходной). Зарплата зависит от уровня и сильно различается от начальной до высшей ступени. Молодые педагоги не имеют никаких доплат, т.к. должны еще многому научиться в профессии. В последнее время британские учителя испытывают очень много стресса и давления – идет постоянный контроль: «было бы лучше больше обучать, а не контролировать!»

Система продолжения образования после школы и выбора будущей профессии была представлена несколькими весьма необычными фактами для российских специалистов по школьному образованию. С 5 до 16 лет в Англии реализуется общий курс среднего обучения, завершающийся общенациональным тестом. Итоги общенационального теста – поименно публикуются всеми центральными газетами! По итогам теста можно продолжить программу на более специализированном уровне и сдавать A-level экзамены. Те, кто желает продолжить обучение в высших учебных заведениях обязаны пройти специализированный курс и сдать эти экзамены. Так, Cambridge или Oxford, самые востребованные пути развития академического пути, требуют высших оценок (a-star grades) для поступления, другие вузы могут взять и с оценками ниже (A или B). Так же, как и России, есть возможность подать документы в 5 разных высших учебных заведений.

Напоследок, Филипп Майлс отметил, что ему нравится система российских школ, где участие родителей и преподавателей, их желание помочь детям адаптироваться к условиям внешней среды ощущается гораздо ярче. Ведь именно учителя, по его мнению, являются главным звеном в формировании будущего человека. «Образование – это моя жизнь и я чувствую себя счастливым в школе», - завершил выступление Филипп Майлс.