• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Столичные пиарщики заинтересовались счастьем

26 октября профессор Питерской Вышки, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований Эдуард Понарин прочел доклад на заседании Социологического клуба IABC/Russia

Предметом клубной дискуссии стали глобальные ценностные ориентации, их зависимость от культурного наследия, экономического и социального развития общества. Заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Эдуард Понарин рассказал о глобальном исследовании ценностей, которое с 1981 года проводит World Value Survey под руководством Рональда Франклина Инглхарта.

Свое выступление профессор Понарин начал с короткого экскурса в теорию постмодернизма Рональда Инглхарта. Еще Карл Маркс заметил, что развитие экономики влияет на развитие социальных отношений. Немецкий философ не учел только появления опосредующей переменной: ценностей людей. Смена ценностей определяется безопасностью существования человека и общества в целом. Когда человек не боится за свою жизнь, не предполагает вероятности смерти от голода, у него меняются установки. Он начинает думать о самовыражении.

В истории существует два таких перехода, и первый из них: от традиционно-религиозных к секулярно-рациональным ценностям. В России этот переход совершен, большинство людей считают, что они сами могут контролировать свою жизнь, не прибегая к помощи высших сил. Второй переход осуществляется от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Это когда люди начинают ценить свое время, посвящая его делу, которое им по душе, они доверяют другим, более открыты, не боятся рисковать. В итоге возникает новая среда, благоприятная для заключения союзов, причем не по родственному критерию, а на основе общих интересов. Создание бизнес корпораций вызывает рост национальных экономик, появление инноваций, расцвет творчества. Дальше больше, люди начинают создавать политические союзы, которые создают давление на власть, вынужденной уже считаться с народом, в общем, все это приводит к расцвету демократии.

Один из важных выводов этой истории заключается в том, что рост безопасности ведет к свободе выбора. Когда человек не скован в своих решениях, он уже не так привязан к своему месту работы, которое обеспечивает ему средства к существованию, он может уйти, чтобы заняться чем-то для себя более интересным, или открыть свое дело. Он уверен в собственной уникальности, и в том, что его способности, знания и навыки помогут ему реализоваться, в том числе и в экономическом смысле. Свобода выбора сама становится ценностью! В условиях ограниченности ресурсов, люди готовы продавать свободу за кусок хлеба, когда же средства им позволяют этого не делать, они начинают ее ценить, и это тоже влияет положительно на уровень счастья.

В 1982 году Россия была страной относительно счастливой для своего экономического положения. Но в последующие годы вектор субъективного благополучия пошел вниз, в 1991 году падение индекса счастья продолжилось, достигнув к 1995 году беспрецедентно низкого уровня. В 1980-е люди были менее счастливы, чем в 1960-е, потому что понимали, что страна развивается как-то неправильно, в следующее десятилетие произошла экономическая катастрофа, сильное социальное расслоение и атомизация общества. Схожие процессы проходили, скажем, в соседней Венгрии, но там падение индекса счастье менее кардинально, а последующий его рост более динамичный. Возможно, все дело в ответственности и надеждах. Венгры, в отличие от русских, могли переложить ответственность за крах социалистической системы на тех же русских, обвинив их во всех грехах и неудачах. Кроме того, развал блока стран Варшавского договора открывал каждой бывшей ее участнице путь в семью европейских народов, в то время как Россия лишилась и возможности переноса ответственности на других и «великой мечты».

Итак, что изменилось после развала СССР? По уровню секулярности Россия по-прежнему находится в том же поле, что и страны Скандинавии, то есть, в ней живут достаточно рациональные люди, однако по уровню закрытости, недоверия и жадности – в противоположном полюсе. Куда движется мир? Мир движется от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Россия пока находится в противофазе: увеличивается вера в высшие силы, и по уровню недоверия страна тоже сместилась в сторону крайних показателей. Первое можно объяснить потерей идеологии, чтобы как-то структурировать реальность, людям нужно во что-то верить, второе – чередой экономических кризисов.

Может быть, счастье все-таки в деньгах? Кривая, отражающая падение и рост ВВП почти полностью совпадает с кривой уровня счастья. Однако при более глубоком анализе оказалось, что все не так просто. Если разложить общую кривую счастья на кривые, распределенные по поколениям, то получатся три разных графика. Люди, рожденные в период с 1910 по 1924, в советские времена были самым счастливым поколением; с утратой своей страны они одновременно утратили и ориентиры в жизни, не позволяющие им изменить свое умонастроение на более оптимистичное. Индекс счастья тех, кто родился с 1945 по 1964 год, тоже снизился, но в 2000-х годах стабилизировался, и даже стал демонстрировать небольшой рост. Настроение младшего поколения ухудшилось в связи с финансовыми катастрофами 1991-1999, но с 2005 года, когда начался экономический рост, уровень его счастья резко пошел вверх.

Какие из этого следуют выводы? Распад Советского Союза радикально отразился на самоощущении старшего поколения в стране, и очевидно, что их кривая счастья ушла в пике и уже не поднимется. Рост благополучия среднего поколения слишком пологий, и ожидать каких-то кардинальных улучшений здесь, к сожалению, не приходится. А вот счастье младшего поколения растет пропорционально ВВП на душу населения, что говорит о том, что Россия – страна материалистов. Россия находится на ранней стадии модернизации; определяющую роль в таких тонких сферах как счастье играют деньги, а не ценности самовыражения. Однако островки постматериализма уже появляются в богатых Москве и Петербурге, там людей волнуют честная процедура выборов, возможность определять политическую повестку и так далее. Особенно это заметно на фоне Урала, поддержавшего правящую партию и действующего лидера страны. Можно уверенно прогнозировать, что с ростом экономики будет расти и уровень счастья людей, и доля людей, воспринявших ценности постматериализма, и поэтому занимающих активную жизненную позицию.