• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистр – человек, который должен работать самостоятельно

О социологии, магистерском уровне знаний, и областях применения навыков выпускников магистерской программы «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества» рассказывает Андрей Вейхер, руководитель программы в Высшей школе экономики.

— Чем отличается подготовка магистра от бакалавра?

— Довольно часто спрашивают, зачем придумали магистратуру. Что это такое? Сразу скажу, что самые любопытные могут посмотреть утвержденный стандарт для социологов-магистрантов, который в открытом доступе размещен на сайте министерства образования. Так вот, если в стандартах бакалавров написано, что по окончании обучения они могут «участвовать» в планировании исследования, обработке данных и т.д., то в стандартах магистранта уже указывается, что он может «проводить исследование», готовить методики исследований, делать план исследования, осуществлять анализ и т.д.

— Другими словами, после окончания магистратуру, человек может быть ответственным за результаты своего труда?

— Совершенно верно. Если бакалавр может профессионально работать под руководством специалиста более высокой квалификации, а магистр – это человек, который должен работать самостоятельно.

Зачем готовят этих людей? Их готовят для работы по пяти направлениям: научно-исследовательская деятельность, проектно-прикладная, которая сейчас в большей степени востребована рынком, административная деятельность, предполагается, что социолог может быть успешным руководителем определенного подразделения корпоративной компании или государственного ведомства. К слову сказать, руководитель профильного отдела Петербургского законодательного собрания – социолог-статистик по образованию. Кроме того, в магистратуре готовят к преподавательской деятельности. Получается, что магистр получает навыки, которые способны обеспечить ему широкий спектр деятельности.

— Тогда следующий вопрос. Как готовят человека, в дипломе которого указано «магистр»?

— Недаром в название нашей магистерской программы указано слово «технологии». Магистр должен знать различные способы решения одной и той же задачи. Есть такое правило, профессионалом может называться тот, кто по отношению к любому проекту, который может возникнуть в его научной или практической деятельности знает несколько технологических способов, несколько методик, несколько вариантов сочетания методик, которые позволяют его выполнить. Какой из методов он впоследствии выберет как основной – это уже вопрос его квалификации и опыта, но знать он должен существенно больше, чем человек, закончивший бакалавриат. Именно в сторону разнообразия в большей степени нацелена наша магистратура. Это в какой-то степени усложняет работу нашего преподавательского корпуса. Поскольку в магистратуре преподают большей частью исследователи, люди с научной степенью, набор методов которых в процессе работы уже устоялся (ведь специалист потому и специалист, что он специализирован в определенной теме). А им необходимо давать магистранту весь спектр возможных решений. То есть вместо того, чтобы интересно и полно рассказать о своих исследованиях, наши преподаватели вынуждены рыться в современных… не учебниках – учебники сильно отстают, в последних отечественных и зарубежных журналах, чтобы рассказывать о достижениях других исследовательских групп, университетов, или отдельных ученых.

— Как готовят магистранта?

— Универсалов, знающих все, в современной науке уже, пожалуй, не бывает. Мы привлекаем известных профессионалов, специализирующихся на своей определенной теме. Условно мы можем разделить своих преподавателей на два направления. Во-первых, это социологи, которые рассматривают свою дисциплину как почти философскую, общественно-гуманитарную, как особый взгляд на мир. Это люди, разрабатывающие методологию, знающие, как от теории переходить к конкретным исследованиям, а, главное, как эту теорию приложить к сбору информации о реальном обществе и как ее интерпретировать, чтобы объяснять общество с помощью этой информации. Это не в чистом виде социологи. Неким идеалом для себя я выделил бы ресурс survey methodology. Это результат усилий не социологов. В деятельности структур, как государственных, так и коммерческих, которые пользовались другими источниками информации, именно статистических подразделений, стало громадное значение приобретать выборочная система сбора информации. В России это произошло позже. Поскольку плановая экономика позволяла надеяться, что все сдадут отчет. Со всех можно получить отчет, свести эти цифры, и никакой выборки здесь не требуется. Статистики в советское время были самыми образованными среди экономистов. Survey methodology не претендуют на то, чтобы называться социологами, но они проводят исследования на базе опросов, которые составляют приблизительно 80% от применяемых ими методов сбора информации. Это наука о том, как правильно проводить большие выборочные обследования разных общественных групп. Нужно сказать, что формируется заказ на таких людей на уровне подразделения, входящее в федеральное правительство Северной Америки, и это, в общем-то, то, как наши социологи понимают себя.

Почему в социологической сфере в большей степени развиваются опросы и технологии опроса, которые нужны не только социологам. В Америке социология в большей степени подчинена целям экономики, маркетинга. Но получается, что сам процесс сбора информации с помощью опроса по своей общественной социальной сути именно социологичен. Потому что это взаимодействие двух разных людей, с разными интересами, с разным опытом жизни, с разной культурой, по-разному понимающих мир. Кстати, правила проведения опроса у медиков, криминалистов и социологов совпадают, потому что это общение двух людей, имеющее факторы, определяющие качество собираемой информации. Правда, здесь бывают парадоксы, например, часто бывает так, что кто-то начинает сомневаться в истинности исследования, аргументируя тем, что «люди врут, кто Вам скажет правду». Социологи отвечают, что порой ложь в данном случае может быть интереснее правды! Когда человек врет, он чаще всего в выдумке опирается на свои представления. Например, отвечая на вопросы об образовании и культуре, человек будет стараться казаться более культурным, более образованным. И то, как он это делает, очень важно, поскольку это выдает то, что социология определяет как нормы. Так вот для социолога интереснейшей задачей является определение этого расхождения, разницы между тем, как есть и тем как должно быть, по мнению людей.

Таким образом, мы обсудили два компонента подготовки нашего магистранта: собственно социологический и методологический, объясняющий как работать с информацией. Но есть и третья составляющая – мы стараемся привить нашим студентам достаточно широкий круг знаний из других дисциплин: экономики, культуры, истории, иначе они будут ограничены в сфере применения себя как профессионала.

— А можно узнать больше об этом?

— Давайте на примере. Недавно наши магистранты защищали диссертации. Я расскажу о трех, получивших самые высокие оценки. Первая была о том, как девятиклассники одного из районов Ленобласти выбирают, где они будут дальше учиться. То есть мы говорим об управленческой диссертации. Для кого она? Прежде всего, для тех людей, которые осуществляют образовательные реформы в нашей стране. Конечно, там были и социологические находки, но в большей степени этот труд содержал практическую информацию, которая объясняла какое значение имеют те или иные факторы на выбор старшеклассников.

Вторая работа – диаметрально противоположная. Это изучение того, как в тех местах, где раньше размещались части ГУЛАГа организована сеть мемориалов и музеев. Теоретически исследование строится на том, что есть определенные закономерности социальной памяти. И показано, как то, что возникает на местах захоронений, диссонирует с музеями, организованными в 30 верстах от кладбища. То есть мы можем наблюдать 2 различные социальные линии памяти! Выясняется, что формируется 2 направления изложения истории. В нашем обществе нет консенсуса или единства в осмыслении своей недавней трагической истории.

Третья диссертация была посвящена исследованию причин и факторов того, как и почему люди отказываются отвечать на вопросы социологов о своем доходе. Магистрантка подняла множество зарубежной литературы, данные недавних исследований, в том числе и тех, которые провела Вышка. Это уже была методологическая диссертация. Даже на таком небольшом примере очевидно, сто спектр интересов и возможностей наших магистрантов довольно широкий.