Этничность с различных точек зрения
Как влияет этничность на взаимоотношения школьников и образования ими социальных связей?
Влияет ли акцент человека на наше отношение к нему? Какие стереотипы в самосознании бурятов отличают их от русских?
Это только малая толика вопросов, которые обсуждались 29 октября на семинаре «Междисциплинарные исследования этничности», который прошел в петербургском кампусе Высшей школы экономики. Семинар был организован в рамках грантовой поддержки Дирекции академического развития, о чем мы писали ранее.
Семинар открылся в 13.00 презентацией Жаргалмы Жалсановой и длился до 19.00, всего выступили 10 докладчиков.
Жаргалма Жалсанова, доцент кафедры немецкого языка ГУ-ВШЭ (Москва), представила работу Гендерные стереотипы в этническом самосознании. Презентации докладов размещены здесь же, и каждый желающий сможет внимательно изучить результаты представленного исследования, мы же расскажем лишь о том, что нас заинтересовало в том или ином выступлении.

О восприятии социального капитала общества этническими группами России представил доклад Александр Татарко, доцент кафедры организационной и рефлексивной психологии. Суть исследования относительно проста и ее выводы прозрачны. Изучаемым дали таблицы, в которых по горизонтали шли различные социальные группы и организации, и попросили оценить степень доверия и взаимодействия с ними. Оценке подверглись семья, сослуживцы, друзья, церковь, армии, международные организации и так далее. Изучалось восприятие различных этнических групп – русских, чеченцев, армян, башкир, дагестанцев. Дальше результаты подверглись факторному анализу.

У башкир в первый квадрант вошли семья и друзья, и сослуживцы. Образовательные учреждения переместились во второй квадрант. Очень любопытен для этнологов и краеведов четвертый квадрант – международные организации, религиозная община, частный бизнес, парламент, милиция, общественные организации, органы правосудия, политические партии. В общем, стоит внимательно изучить предложенные исследователем матрицы, чтобы осмыслить те процессы и явления, которые стали формирующими в восприятии нами различных общественных институтов.

Раиса Акифьева, доцент кафедры гуманитарных наук ГУ-ВШЭ в Петербурге, представила доклад «Социально-психологические и лингвистические детерминанты этнических установок». В своем исследовании петербургский социолог ставила следующие вопросы: является ли акцент базовой социальной категорией наряду с этнической принадлежностью? Является ли акцент опознавательным признаком, на основе которого осуществляется процесс отнесения воспринимаемого человека к определенной этнической группе или приписываемым признаком, когда этническая принадлежность воспринимаемого человека позволяет предположить наличие у него акцента? Ответ мы предлагаем посмотреть в презентации Раисы Акифьевой, а освободившееся место посвятим описанию эксперимента, которое провела ученый.

Главная закавыка со слов Раисы состояла в том, чтобы уже в начальной стадии эксперимента не ввести испытуемых в позицию оценки этнической принадлежности того или иного человека. Поэтому в ходе опроса ни национальность, ни этничность не упоминались. Школьники знали только, что идет психологический эксперимент, и им нужно по голосу определить человека, свое отношение к нему, сделать базовые характеристики. Эксперимент проходил в два этапа.

Влада Баранова, доцент кафедры гуманитарных наук ГУ-ВШЭ в Петербурге и организатор семинара рассказала о «Стратегиях сохранения языка среди этнических меньшинств РФ». По мнению докладчика, этническая идентичность тесно связана с языком и (по Фишману) «пока существуют этнические группы, языки будут и символом этих коллективов, и инструментом создания образов группы, антагонизма и кооперации с другими сообществами». Но, тем не менее, одни народы утрачивают свой язык, другие не только сохраняют, но и готовы восстанавливать его спустя десятилетие гонений.


О взаимосвязях ценностей и личных характеристик с показателем этнической нетерпимости представила магистрантка факультета психологии ГУ-ВШЭ Лусине Григорян. Суть исследования, результаты которого были представлены на междисциплинарном семинаре в Петербурге, заключалась в том, чтобы выявить насколько те или иные черты характера человека влияют на уровень его интолерантности, и какие именно черты характера. Один из выводов, которые делает психолог заключается в том, что люди, неспособные выходить за рамки своего субъективного мира, склонны к интолерантности. Другими словами, есть смысл в том, чтобы задавать себе вопросы «Зачем я здесь?» или "Камо грядеши?", даже если ответ не будет найден, то в процессе размышлений вы придете к терпимости по отношению к представителям других этносов.