• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лаборатория ЛССИ будет развивать сеть World Wave Survey

В Высшей школе экономики начала работать Лаборатория Сравнительных Социальных Исследований (ЛССИ), заведующим которой стал профессор Эдуард Понарин.

- Эдуард Дмитриевич, под брэндом Вашей Лаборатории уже прошла первая научная конференция, международная, к слову, заработал сайт http://www.lssi.hse.spb.ru . Какие следующие шаги Вы предпримите?
В конце года стало известно, что коллектив социологов Питерской Вышки выиграл мегагрант Правительства РФ. В Петербург приезжали Инглхарт с Вельцелем, другие ученые со всего мира. В Высшей школе экономики начала работать Лаборатория Сравнительных Социальных Исследований (ЛССИ), заведующим которой стал профессор Эдуард Понарин. Мы расспросили Эдуарда Дмитриевича о том, каких нам ждать новостей и событий, связанных с его назначением, и с новыми возможностями, которые появились у петербургского кампуса НИУ-ВШЭ после победы в правительственном конкурсе

- Сначала завершим конкурс научных работ. Этот конкурс мы проводим среди ученых России и стран СНГ на участие в работе Лаборатории. Первый его этап прошел в средине декабря, мы получили более 90 заявок, отобрали из них 30 авторов, и пригласили этих людей в Высшую школу экономики. Здесь они представили проекты, над которыми хотели бы работать в рамках широкой темы сравнительных количественных социологических исследований. Авторов лучших проектов мы попросили представить развернутые заявки, что они и сделали.

Сейчас мы с Даниилом Александровичем Александровым, замдиректора по научной работе филиала эти работы изучаем, а приблизительно 20 января вынесем свой приговор. Часть предложенных проектов будет отклонена, и это нормально, это вполне соответствует нашей идее соревновательности. Авторы успешных работ станут ассоциированными сотрудниками нашей Лаборатории. И, наконец, особо успешные заявители, работающие в Москве или Санкт-Петербурге, смогут претендовать на включение их в штат Лаборатории.

- Можете рассказать, что значит «ассоциированное сотрудничество» в этом случае?

- Проекты ассоциированных ученых получат необходимые консультации, научное руководство со стороны Инглхарда и Вельцеля, они смогут принимать участие в наших мероприятиях, приезжать к нам на конференции и семинары, мы будем их командировать на участие в Летних школах не только у нас (в августе планируется проведение Международной Летней школы на базе Питерской Вышки), но и европейских университетов, таких как Мангейм в Германии, или Утрехт в Голландии, а также Мичиганского университета в США. Результатом этих усилий должны стать публикации этих ученых в престижных международных научных журналах.

Что это значит для университета? Это значит, что в НИУ-ВШЭ появится сеть международных сотрудников, которая станет частью мировой сети World Values Survey. Другими словами Вышка станет одним из принципиальных узлов WWS, покрывающей своими исследованиями более 90 стран.

- Известно, что Вышка станет организатором и исполнителем «российской» части исследований благополучия граждан, которые World Values Survey Association проводит уже 30 лет. В этом направлении, что будет происходить?

- Будут проводиться полевые работы, будут собраны данные по репрезентативным национальным выборкам в России, в Украине и некоторых других постсоветских странах. Исследовательская работа ведется уже сейчас, мы с профессором Инглхартом сейчас работаем над статьей. Мы работаем над темой «Почему Россия отличается от многих стран мира в плане ценностей, и в то же время по уровню субъективного благополучия (счастья).

Гипотеза, которую мы сейчас рассматриваем, заключается в том, что показатель субъективного благополучия, очевидно, связан с продолжительностью жизни. Продолжительность жизни в России начала падать примерно с 1965 года. В тот период она достигла своего максимума и всего на 2-3 года отличалась от средней продолжительности жизни в США и Франции. Но с тех пор этот показатель в России неуклонно снижался до самого последнего времени. Исключением в период СССР стали только ранние годы руководства Горбачева (1985-1987), когда ситуация временно менялась к лучшему.

В то же время продолжительность жизни во Франции и США росла, и сейчас у нас с этими странами в этом отношении большой разрыв по этим величинам.

- Странно, при Хрущеве были очереди за хлебом, а горбачевские времена памятны, в том числе, очередями за колбасой, в отличие, кстати, от вполне себе сытного брежневского «застоя».

- В этом смысле «горбачевские» годы схожи с «хрущевскими». Рост продолжительности жизни можно объяснить социальным оптимизмом, характерным для этих двух периодов в истории СССР. Люди верили, что страна идет в правильном направлении, и впереди у них счастливое будущее. Во времена правления Брежнева продолжительность жизни советских людей падала, и этот тренд сохранялся и в годы Андропова с Черненко. Люди разочаровывались в перспективах коммунизма, комсомольские и партийные собрания посещались формально, никто не верил произносимым речам, включая самих ораторов.

- А что с «тучными нулевыми»?

- Последние данные исследований субъективного благополучия, которыми мы располагаем, по состоянию на 2006 год. Действительно, в этот период ситуация с уровнем благополучия несколько улучшилась. Благодаря экономическим факторам, прежде всего. Исследования World Wave Survey ведутся только с 1981 года, но если сравнивать показатели благополучия и индикаторы продолжительности жизни за этот промежуток времени, то мы увидим, что эти кривые вполне соотносимы. Все это позволяет нам осторожно предположить, что субъективное благополучие и продолжительность жизни – явления тесно между собою связанные. Те модели, которые мы в результате сможем построить, возможно, позволят нам экстраполировать ситуацию в прошлое, то есть объяснить, что происходило в 60-е, 70-е годы.

Экономические факторы влияют на наше ощущение благополучия, но, очевидно, что они не являются исчерпывающими. Да, мы уже отметили очереди за хлебом при Хрущеве, и за колбасой при Горбачеве, однако люди себя чувствовали счастливыми.

- Продолжите ли Вы исследование национализма?

- Да, действительно, на базе Лаборатории будут проводиться исследования в Волжско-Уральском регионе, где я уже несколько лет занимаюсь изучением взаимосвязей между националистическими и религиозными настроениями. Это очень интересная тема. Мы видим, что в исламском мире происходят своеобразные «приливы-отливы». В первой половине XX века в мусульманских элитах преобладали националисты, которые полагали, что подражание западу приносит лучшие результаты, а поскольку национализм является западной идеей, то эти страны (больше всего здесь преуспела Турция) строили общественную жизнь по западному образцу. Когда мусульмане обнаружили, что на этом поприще им трудно добиться успеха, то начался откат от национализма к исламизму.

Татарстан – уникальный в этом смысле регион, который за советский период успел стать совершенно нерелигиозным. И когда стал разваливаться Советский Союз, Татарстан придерживался националистической идеологии. Но впоследствии, подобно другим мусульманским республикам стал усиливать свою религиозную составляющую. И, конечно, любопытно понять, чем этот регион отличен, а чем схож с исламским миром в целом.

- Чем лично для Вас стала новая должность, обязанности, ответственность?

- С одной стороны это большая нагрузка, поскольку мы работаем с бюджетными деньгами, там строгая отчетность и очень нервно. Но, с другой стороны, я получил уникальную возможность работать с Инглхартом. К тому же я теперь смогу заняться количественной социологией, о чем я долго мечтал, но не имел такой возможности из-за отсутствия финансирования, необходимого для серьезных количественных исследований.

Впервые за 15 лет работы в России я почувствовал свою востребованность в качестве специалиста по количественной социологии в лаборатории «Социология образования и науки» НИУ-ВШЭ в Петербурге, поскольку Д.А. Александров проводил количественные исследования в школах, и его сотрудники испытывали потребность в хорошем анализе данных, включая многоуровневые регрессионные модели и моделирование структурными уравнениями. Поскольку я теперь буду занят преимущественно делами своей лаборатории, я буду менее вовлечен в работу лаборатории «Социология образования и науки», но остаюсь благодарным ее сотрудникам за совместную работу.

Ссылка