• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации как шанс на будущее

Елена Рогова – руководитель магистерской программы «Финансовый менеджмент», о том, как Лаборатория корпоративных инноваций поможет петербургским предприятиям стать лидерами рынка. Интервью проведено в рамках проекта «Зимняя школа 2011»

- Лаборатория корпоративных инноваций свое первое публичное представление получит на Зимней школе. Вы, как руководитель лаборатории, кого хотите там встретить, найти, или привлечь?

- Зимняя школа – формат для Вышки достаточно традиционный. У меня уже есть опыт прошлого года, когда проходила первая Зимняя школа петербургского кампуса. Есть определенные ожидания и, думаю, что я не ошибусь, рассчитывая там встретить наших студентов, выпускников бакалавриата, магистратуры других вузов, всех, кого интересуют наши магистерские программы. Лаборатория выступит как самостоятельная структурная единица. Лаборатории – это такие базы, которые подпитывают магистерские программы. Но главная наша новость состоит в том, что в следующем году мы открываем новую магистерскую программу по направлению экономика, одна из специализаций под руководством Сергея Константиновича Швеца, будет называться «Экономика инноваций». Тут напрямую связь между лабораторией, магистерской программой и кафедрой, и эта специализация очень четко прослеживается.

- Как сформулировать научную проблему, которой занимается Ваша лаборатория?

- Между тем как создать новый продукт или технологию и тем, чтобы этот продукт стал основой благосостояния предприятия, лежит огромная дистанция. Компания формирует собственную исследовательскую базу, решает, какие продукты она выбирает и как доводит эти проекты до рынка, что, собственно, и составляет корпоративную инновационную систему. И здесь очень много направлений. Одно из самых очевидных и популярных среди моих магистрантов – оценка и анализ инвестиционных проектов, формирование портфеля, отбор, включение проектов. Другая проблема, которая тоже очевидна, это организация управления проектом: как довести то, что сделали ученые до продукта, который поступит на рынок. Причем в такой ситуации сложно сделать просто рекламную компанию, так как речь идет об установлении точных и, как правило, очень личных отношений с будущими покупателями. Это такие же менеджеры среднего звена, имеющие собственные представления о том, какой должна быть технология, другие предложения, их нужно еще убедить, почему именно это предложение лучше. Проблема, которая в литературе мало исследована, и на практике тоже не всегда однозначно решается, у каждой компании свой путь.

- Лаборатория будет работать на создание исключительно научного продукта, или есть цель сделать нечто коммерчески успешное?

- Мы были бы плохой лабораторией, если бы у нас не было дальнего прицела обернуть информацию в коммерческую упаковку.

- Тогда вопрос, чем вы можете помочь компаниям, что вы хотите им предложить в дальнейшем?

- Методики продвижения инновационной идеи. Мы приходим тогда, когда уже есть проект. Мы можем дать методику оценивания этого проекта с точки зрения его коммерческого потенциала. Можем разработать алгоритм для вывода этого товара на рынок, методики создания инфраструктуры, как на уровне предприятия, так и, возможно, на уровне региона. После того как лаборатория наберет некий опыт, будут проводится и фундаментальные исследования.

- Лаборатория занимается научными проектами, магистратура готовит кадры. Какие у ребят перспективы, чем они смогут заняться?

- Магистратура помогает студентам, выпускникам ВУЗов получить те компетенции, которые нужны им для построения успешной карьеры. Поскольку у нас сейчас магистратура по менеджменту, предполагается, что и карьеру они будут делать в первую очередь в сфере финансового менеджмента. В частности, наша программа рассчитана на финансовых менеджеров нефинансовых компаний, в том числе инновационных. Это актуально, ребята все время участвуют в оценке инноваций, рисков. Наша магистратура здесь выигрывает, в том числе, благодаря тому, что у нас есть исследовательский семинар, на котором постоянно рассматриваются различные проблемы и разные стороны этой деятельности, и у ребят формируется интересный блок тем, которыми они хотят заниматься. А раз они хотят заниматься этой темой, они приобретают в ней компетенции. Вот сейчас у нас ребята пишут диссертации по франчайзингу, по оценке инноваций, по управлению рисками, по слияниям и поглощениям и оценке интеллектуального капитала. Понятно, что написать диссертацию и заниматься этим на практике – это разные вещи. Но обладая знаниями и пониманием того, что они делают, они смогут претендовать на получение должностей и карьерных устремлений, которые могут реализовать.

- Есть ли принципиальное различие между новой специализацией «Экономика инноваций» и уже существующей программой «Финансовый менеджмент»?

- Очевидное различие в том, что сейчас мы готовим только менеджеров, а в рамках будущей программы будем готовить аналитиков-экономистов. В процессе обучения на новой программе, как мы предполагаем, ребята получат набор достаточно широких, фундаментальных знаний по экономике. Это даст им хорошую базу для проведения аналитических исследований. Мы видим для них хорошую нишу. Коллеги из других ВУЗов могут сказать, что я говорю спорные вещи, но Питер – город с большим инновационным потенциалом, у нас много предприятий, научных центров, сильные ВУЗы, где дают хорошие исследовательские компетенции, такие как Политех, ИТМО. Их образовательные программы чаще всего либо по инноватике (по экспертизе, как сделать проект), либо по менеджменту. А экономических программ, оценивающих, насколько это важно для предприятия, для региона, как раз нет. В этом плане наша программа уникальная.

- Какими качествами должны уже обладать студенты, которые собираются учиться на ваших магистерских программах?

- Конечно, хорошее владение английским. В частности, наличие сертификата является одним из критериев отбора. Но мы пока не очень жестко к этому вопросу подходим. Самое трудное – это необходимость постоянно работать. Ребята-бакалавры из Вышки не жалуются – они уже прошли трудную школу Вышки на курсах бакалавриата, но даже им порой тяжело, многие уже работают, занятия идут вечером. Ребятам из других ВУЗов иногда, действительно, не просто, главным образом, в силу того, что очень много самостоятельной работы, которую нужно выполнять на высоком уровне. Это не написание рефератов, а проведение исследований с массивным комплексом расчетов. Все это требует времени и серьезных интеллектуальных усилий. Так что хочу предупредить, что учиться у нас интересно, но не просто.