Карьеру в журналистике делают люди страстные
21 апреля в Питерской Вышке прошел мастер-класс с Андреем Ершовым, главным редактором газеты «КоммерсантЪ». Встреча с мастером была в рамках ежемесячных встреч, которые организует газета «Вольтер» для студентов-сотрудников своей редакции, и для всех, кому интересна профессия журналиста
Свое выступление Андрей начал с того, что в сам он не местный, жил в республике Коми, город Ухта, родился в Архангельской области, в Петербург приехал в 1998 году, а в журналистике с 1991. Ключевые даты карьеры совпали со значимыми датами для страны.
Учился в Ухтинском техническом университете, не закончил, а после армии товарищ предложил попробовать себя в качестве журналиста в Ухтинской городской газете. Опыт оказался настолько удачным, что Андрей Ершов до сих пор не мыслит себя в иной профессии, кроме как в журналистике. Карьера в Ухте покатилась как по маслу: через несколько лет позвали в первую коммерческую газету «Новости экономики и политики», а еще через время гость Вышки возглавлял корпункт республиканского телевидения в Ухте. В 98-м пришло осознание, что нужно двигаться дальше. В Петербург.
Как развивались события в Петербурге, Андрей рассказал студентам так: «По приезду я обратился сразу в 3 издания: «Коммерсант», «Карьера» и «Деловой Петербург». В «Коммерсанте» тогдашний главред Максим Поляков честно отказал, ты, сказал, человек новый, нуждаешься во времени, чтобы здесь освоиться». В «Карьере» взяли резюме и не перезвонили. В ДП сразу же назначили встречу, но предупредили, что вне зависимости от заслуг начинать придется стажером. Ну, я и начал».
Олег Третьяков предложил журналисту из Ухты заняться проблемами топливно-энергетического рынка. «Я знакомился с людьми, выяснял, какие компании работают на рынке, погружался в тему. А через 3 месяца стал журналистом. Через 1,5 года «подхватил еще одну тему – телекоммуникаций. Потом стал редактором отдела, заместителем главного редактора, и, наконец, главным редактором газеты «Деловой Петербург».
В 2007 случился конфликт интересов и Андрей из газеты ушел. Стали поступать предложения от изданий, наиболее интересным оказалось от «Коммерсанта», главред которого уехал «на повышение» в Москву.
Уроки мастерства от Андрея Ершова:
• Свой день я начинаю с Интернета, просматриваю ЖЖ-рейтинг, что сейчас обсуждают, Газету.ру, newsRu.com, и Фонтанка.
• 80% студентов журфака на вопрос «Какую тему хотите освещать?» отвечают «Культуру». Но о культуре не менее трудно писать, чем об экономике. У нас в отделе «Культура» есть люди, которые пишут исключительно о балете, или только о театре, или о современной музыке. В том, про что ты пишешь, ты должен досконально разбираться!
• Как можно планировать новость? Газета должна быть у читателя утром, даже если она появится в обед, то это будет уже не новость, а старость. У нас не творческий элизиум, а фабрика по производству новостей. Новость не требует вдохновения, только знания технологии. После того, как журналист пообщался с нюсмейкером, поговорил с аналитиками, посмотрел бэкграунд, на физическое набивание новости ему требуется не более 30-40 минут.
• Откуда брать новость? У профессионального журналиста есть толстая записная книжка с телефонами всех возможных нюсмейкеров, аналитиков, он постоянно мониторит поляну и понимает структуру событий. Кроме того, ему должны доверять, в этом тоже профессионализм журналиста. Был случай, когда в 10 вечера произошло экстраординарное событие, и нам требовался комментарий губернатора. Когда наша журналистка позвонила, та, не смотря на позднее время, взяла трубку и прокомментировала произошедшее!
• Успех в журналистике зависит от увлеченности и желания человека. Считается, что человека с экономическим образованием легче научить писать, чем выпускника факультета журналистики погрузить в тонкости экономики. В большинстве случаев это так. Однако в прошлом году к нам пришла Влада Гасникова, которая обучалась на последнем курсе факультета журналистики на практику, мы ей дали тему «Транспорт», за полгода она настолько выросла как журналист, что я принял ее в штат!