Оксана Дмитриева: услуги ЖКХ с 91 года подорожали в 31 тысячу раз
Инфляция спроса или инфляция издержек – вопрос академического ток-шоу, которое прошло 26 апреля в Питерской Вышке.
Оксана Дмитриева настаивала, что монополизация энергоносителей и ЖКХ являются основными причинами инфляции, Андрей Заостровцев доказывал, что деление инфляции на две есть миф, а Леонид Лимонов восхитился обоими докладчиками, подвергнув критике обе точки зрения.
Оксана Генриховна Дмитриева, депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия», доктор экономических наук планировала со своим докладом выступать еще в феврале на Зимней школе. Однако занятость известного политика не позволила ей приехать в ожидаемое время, и выступление состоялось спустя 2 месяца.
Ведущий и организатор ток-шоу Валерий Гордин, замдиректора НИУ ВШЭ в Петербурге, сообщил, что академическое ток-шоу – это такая специально задуманная форма дискуссии, организованная для магистрантов и студентов старших курсов с тем, чтобы в честном споре позиций ведущие деятели науки, политики или бизнеса смогли выразить и защитить свою точку зрения на важные вопросы. Пообещал, что встреча Дмитриевой, Лимонова и Заостровцева будет не единственной в таком формате.
Заостровцев: мы покупаем сырье не у инопланетян
Приглашенная знаменитость задерживалась, и так получилось, что прежде чем выслушать сам доклад, профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ в Петербурге Андрей Заостровцев был вынужден с ним дискутировать. Свое выступление Андрей Павлович начал с сообщения о кризисе 1973 года, когда страны-экспортеры нефти объявили полное эмбарго странам Западной Европы за поддержку Израиля в шестидневной войне.
Европейские страны пострадали сильно, США пострадали относительно, поскольку располагали собственными запасами нефти. Однако цены на топливо выросли, и это не могло не отразиться на экономике лидера западного мира. Цена на энергоносители подскочили в несколько раз, и тогда же появился этот термин cost-push inflation.
По мнению докладчика cost-push inflation – чистый миф, который мог бы быть правдой, если бы земляне это горючее покупали бы у инопланетян. Доходы формировались бы на другой планете, а нам оставались бы только издержки. Но издержки – это всегда чьи-то доходы.
Причина инфляции – это разрыв между резервами и безумной политикой государственного бюджетирования. И одной из центральных статей расходов являются пенсионеры. Пенсионеры, считает Андрей Заостровцев, - страшная сила, это люди, как когда-то говорил классик о пролетариях, которым терять нечего, а обрести они могут целый мир. У этих людей много свободного времени, и ходят на выборы. Другими словами, если какого-то политика не поддерживают пенсионеры, то победы на выборах ему не будет.
Еще пример от профессора. Жадные голландцы, основавшие Нью-Йорк, за 24 доллара выкупили у индейцев остров Манхеттен. Если пересчитать современную стоимость этих $24, исходя из 6% годовых, то получится сумма равная стоимости всей недвижимости, которая находится на этом острове.
Австралийская экономическая школа говорит, что человечество пошло по неверному пути в области организации монетарной сферы. И Андрей Заостровцев достал из кошелька свою зарплатную карточку: «Смотрите, это зарплатная карта». Зал понимающе закивал. «И на ней некоторое количество денег, - продолжил описывать ситуацию с личными финансами профессор кафедры институциональной экономики, - которые я, возможно, сегодня сниму. Но в настоящий момент эти деньги банк уже ссудил другому заемщику, хотя я банку в заем этих денег не давал. Это сравнимо с тем, словно вы уехали в отпуск, оставив автомобиль на хранение, а безответственный парковщик решил подзаработать и сдал машину в аренду другим людям. Кроме естественного в таких случаях конфликта прав собственности, появляется и лишний источник денег.
Банки точно также наполняются избыточными ликвидными ресурсами, и растет эта масса. Если она растет безосновательно (люди не давали согласие на использование их денег), то цена процентов оказывается заниженной. Это приводит к избыточным инвестициям, которые создают избыточные деньги. Или к избыточным вложениям в те или иные активы. Истинное положение вещей в итоге восстанавливается, но уже в форме кризиса. Другими словами, система только через кризис может придти в равновесие.
Оксана Дмитриева: статистика не подтверждает инфляцию спроса
В представленном исследовании Оксана Дмитриева с помощью статистики продемонстрировала, что общие экономические истины, которые считаются незыблемыми, не настолько истинны. Причем, сделала это на статистике не только России, но и других стран. В частности, Дмитриева задалась вопросом, что из существующих в экономической науке инфляции спроса и инфляции издержек, какая именно инфляция имеет место быть в каждой стране в каждый отдельный момент времени.
Когда в нашей стране проводят антиинфляционные меры, то, как правило, борются с инфляцией спроса. Считается, что к инфляции приводят рост государственных расходов и эмиссия денежной массы. Статистика была представлена в полной мере. Данные, которые были представлены магистрантам и другим слушателям ток-шоу Сергей Александрович Мотуз, доцент кафедры ФР и ФМ (факультет экономики), оценил как уникальные.
Оксана Генриховна делает вывод, что для России более характерна инфляция издержек. В числе основных причин политик-экономист назвала следующие: частично ценовой шок, рост цен на энергоносители на мировых рынках, плохо работающие инструменты, которые могли бы нейтрализовать эффект этого ценового шока на внутренних рынках, и самая главная причина – монопольное формирование цен на слабо эластичных рынках, и, наконец, рост услуг ЖКХ. Например, услуги ЖКХ с 1991 года в России подорожали в 31 000 раз!
Леонид Лимонов: вы правы, но вы не правы
Леонид Лимонов, профессор кафедры ГМУ НИУ ВШЭ и руководитель знаменитого «Леонтьевского центра» провел оценочную ревизию двум докладам, сообщив, что представленные точки зрения являются весьма интересными, и, одновременно, спорными. Спорным Лимонов в рассказе Заостровцева увидел то, что его коллега отрицал одновременное существование двух понятий: инфляции спроса и инфляции издержек; и второе – утверждение, что глубинные причины инфляции кроются в бессрочных депозитах.
Точка зрения Дмитриевой показалась неубедительной в том утверждении, что инфляция не зависит от денежной массы, поскольку тогда бы решением любого кризиса было бы безостановочное печатание денег. А история показывает, что такой путь – путь к гиперинфляции.
По мнению Леонида Эдуардовича период 2000-2008 отличался стабильностью и схожестью применяемых механизмов. 90-е годы тоже были понятны, хотя по-другому. Сейчас после кризиса мы наблюдаем новый перелом тенденций, совсем другие процессы, еще до конца не осмысленные. В нулевые было очевидно следующее: постоянный рост цен на энергоносители и стабильный приток валюты; большой спрос на рубли с учетом привлекательности их процентных ставок; большое количество кредитов за рубежом, поскольку российские компании высоко рейтинговались. Корпоративные заимствования обеспечивали огромный приток валюты в страну.
В этих условиях Центробанк видел свою миссию в борьбе с чрезмерным укреплением рубля путем массированных интервенций, вбрасываемых в экономику. На тот момент это была основная причина инфляции в России, и особо в научном мире с этим никто не спорит.
Что же после кризиса? Получить кредит, а тем более за рубежом стало труднее. Источник иссяк. Несмотря на рост цен на энергоносители наблюдается отток капитала из страны. Наши низкие процентные ставки вместе с инфляцией делают рубль непривлекательным, и от Центробанка уже не требуется прилагать какие-либо усилия в этом направлении. Но, тем не менее, инфляция есть.
С тезисом о вредном влиянии монополизации рынка энергоносителей и ЖКХ Лимонов спорить не стал. Очередное подорожание услуг обосновывается тем, что потребители должны оплачивать услуги ЖКХ полностью, но каждый год оказывается, что потребитель вновь что-то недоплачивает. Отношение к этому двоякое: при рыночной экономике ставка делается на конкуренцию и диктат потребителя. «Либо давайте признаем, что мы беспомощны, - считает Лимонов, - и вернемся в СССР, хотя, в отношении с ЖКХ мы из него не выходили. Второй путь: обуздать бюрократию, поставить под жесткий контроль цены. Но это путь к экономике дефицита».
Инфляция спроса присутствует одновременно с инфляцией издержек. Причины следующие. Во-первых, сохраняется влияние высоких инфляционных ожиданий на потребительское поведение. Во вторых, осуществлялась большая государственная поддержка малого, среднего и большого бизнесов, финансовых структур. Регионы свою поддержку оказали, например, в Петербурге строителей на полгода освободили от налогов. Плюс поддержка занятости. И по инерции все это продолжается, хотя кризис, вроде, закончился.
С точки зрения экономической политики России, кажется, что борьба с инфляцией никогда и не была в приоритете. Всегда больше боялись за снижение экономического роста, за которое ответить пришлось куда более жестко, чем за высокую инфляцию. Цены на недвижимость, точнее их рост, это что: инфляция спроса или инфляция издержек? С одной стороны земля монополизирована, предложений ограниченное количество, это создает эффект «узкого горлышка бутылки». Далее, как известно, существует экономика бедных и экономика богатых. Бедные ничего не инвестируют, им нечего инвестировать, богатые, как известно, вывозят капиталы. Но есть еще средние, у которых есть какие-то накопления, но придумать куда бы им инвестировать кроме как в недвижимость, они не могут. Они твердо верят, что недвижимость всегда будет расти в цене, и, тем самым, разгоняют цены на жилье.
«Ну и, наконец, - подвел итог дискуссии Леонид Лимонов, - мы с вами находимся в начале предвыборного года, и впереди предстоит рост социальных выплат, что еще больше подстегнет инфляцию. На Западе кризис сопровождается дефляцией, а в России инфляцией...»
Полностью фотоотчет можно посмотреть здесь.