• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социолог – это человек, понимающий как устроено общество

Декан факультета социологии Олеся Юрьевна Кольцова оценивает перспективы профессии социолога и подсказывает самое перспективное направление исследований для тех, кто хочет преуспеть в ней

- Олеся Юрьевна, а Вы сами как пришли в социологию?

- Я с 12 лет мечтала стать журналисткой, потому что мне всегда было интересно изучать самых разных людей. И стала. Но потом поняла, что изучать хочется поглубже, заниматься научной деятельностью. Я окончила Европейский университет в Петербурге, защитилась, стажировалась в Америке, в Финляндии… Убедилась, что это мой путь. А потом нам всем повезло: появился филиал ВШЭ в Петербурге. А Вышка – это очень динамично развивающаяся организация, стремительно движущаяся к международной интеграции, к современным международным стандартам образования и науки, один из немногих ВУЗов, который поставил перед собой задачу попасть в международные рейтинги… Когда в петербургской Вышке решили открыть факультет социологии, его укомплектовали преподавателями и выпускниками Европейского университета.

- Удачно получилось?

- Знаете, в России мало мест, где идет бурная научная жизнь для молодых ученых. И Вышка – одно из таких. Мы по всей стране собираем талантливых людей, и у нас совершенно особая атмосфера на факультете – в ней комфортно работается амбициозным, энергичным трудоголикам от науки.

- А России вообще нужно столько социологов, сколько сейчас выпускается?

- Никто этого не знает. Впрочем, хорошие специалисты всегда в дефиците, сколько бы их ни выпускали. А еще не стоит делать неверных выводов, открыв Job.ru и не увидев там вакансий «социолог». Как, впрочем, и «политолог», и «историк», и «физик»... Просто вакансии для наших выпускников называются иначе.

Большинство людей мало знают о том, чем социологи занимаются. А социолог - это человек, который понимает, как устроено общество, и может использовать это понимание в различных практических областях. Например, я в свое время была ошарашена, когда узнала, что на специальности «государственное и муниципальное управление» вообще не учат тому, как устроено общество, не учат анализировать законы на предмет их социальных последствий! На самом деле, в системе власти и управления социологи очень нужны. И в отделах, связанных с маркетингом, с изучением потребителей, с какими-то социально чувствительными вопросами... например, с медицинскими. А еще из социологов могут выходить прекрасные журналисты, если их научить практическим навыкам… Или возьмем общественные организации, например, правозащитные: там работают очень увлеченные люди, но часто совсем не понимающие, как им достигать своих целей.

- А лично ваши научные интересы каковы?

- Я довольно долго занималась классическими исследованиями масс-медиа. Можно сказать, что методологически я делала журналистскую работу, только поглубже и пошире: интервьюирование, наблюдение за бывшими своими коллегами-журналистами, за тем, как устроены медиа. Я с большим увлечением занималась этим лет десять. У меня вышла книга «Новостные медиа и власть в России», которую издало известное международное издательство «…». Писалась она в 90-е годы и начале 2000-х, одновременно с происходящими тогда переменами, но издательская система довольно инерционна, поэтому книга вышла только в 2006-м. А у меня тогда уже появилось новое увлечение, связанное с Интернетом и с анализом данных, которые он содержит.

С столкнулось наше социологическое сообщество чем в последние несколько лет? Появился массовый Интернет – динамично развивающееся пространство с огромным массивом данных об обществе. Люди общаются в социальных сетях, вывешивают свои мнения – причем, не в том виде, в каком привыкли видеть социологи; они вывешивают какие-то данные о себе – опять же не в том виде, в котором их привыкли видеть демографы; они устанавливают связи между собой, общаются посредством комментариев и ссылок… Всех этих данных чрезвычайно много. И ученые не знают, что с ними делать, как их обрабатывать. Никакие привычные социологам методы для этого не подходят. Нам нужно овладеть какими-то способами автоматического сбора и собственно технической обработки этого массива... Нужно придумать концепцию того, как его анализировать. В эту область деятельности уже пришли физики, которые умеют моделировать процессы, программировать и использовать математический аппарат для того, чтобы анализировать огромный массив информации. Я уверена: если социологи сейчас не успеют вскочить на подножку этого поезда и не начнут осваивать это все, то скоро физики с компьютерными технологами их съедят. И не останется социологов. Впрочем, вскоре все равно родятся новые команды специалистов – это будет именно командная работа – из людей, умеющих работать с компьютерами, с математическими моделями, и тех социальных ученых, которые умеют ставить исследовательские задачи и разговаривать со своими партнерами примерно на одном языке. Направление, которое сейчас бурно развивается в разных странах, так и называется – «computational sociology», в приблизительном русском переводе - «компьютационная», вычислительная социология. Она движется в направлении моделирования процессов, обработки больших массивов знаний, новых по своей структуре. Это прорывное направление, в котором, я думаю, в ближайшее время будут важные открытия.

- Видя, как и о чем разговаривают нынешние участники Интернет-форумов, я бы сказал, что это сборище надо вообще отсекать от исследований. Как они друг с другом общаются – каким тоном, каким языком!? Лично у меня такое чувство, что компьютерная грамотность автоматически связана с полной личностной деградацией!

- А вы думаете, что социологи всегда работают только с умными и приятными людьми? Нет, они опрашивают всех!

- Это понятно! Но перед этим социологи как-то отобрали участников, продумали список вопросов. А когда некто активный и энергичный сам посылает на форум вопрос… ну, например, такой: что надо сделать с каким-то нехорошим человеком – расстрелять, кастрировать или выдвинуть в президенты – а потом такие же ребята с «необыкновенной легкостью в мыслях» начинают это обсуждать, то это, на мой взгляд, точно не предмет для социологии.

- То есть, грубые мнения, по-вашему, нельзя изучать?

- Можно. В том случае, если социолог смог направить эту беседу в определенное русло…

- Здесь другая проблема, которую социологи, кстати, и видят, и обсуждают: если вы сами выбрали , кого опрашивать, и сами направили беседу, то вы получили искусственно сконструированные ответы и мнения, которых у респондентов изначально, может быть, и не было. Такая проблема тоже существует в социологии. В Интернете мы, естественно, имеем не полную картину, а, во-первых, срез людей, которые более активны, и, во-вторых, то дискуссионное поле, тот набор суждений, которые доступны для публики. Да, они не репрезентативны. Но тогда, кстати, анализ медиа и газетных текстов тоже нельзя применять! Но, тем не менее, это стандартный и очень распространенный метод социологии, используемый с начала 20 века, потому что он показывает, как в публичном пространстве, в публично доступных текстах освещается и анализируется какая-то проблема. И анализ данных, доступных через Интернет, имеет такой же статус. Только они гораздо масштабнее, и поэтому их не получится проанализировать вручную, как анализировались газеты.

Или анализ отношений в социальных сетях. Можно анализировать, кто с кем дружит – люди примерно одних взглядов или, наоборот, разные? Люди из одного региона или нет? Каковы кросс-пространственные связи и отношения? Вообще, по какому принципу люди объединяются в сети, как эти сети эволюционируют, переходят ли эти отношения в оффлайн? Говорить о том, что эти данные не подходят для науки, так как они не структурированы в привычных нам формах, - это значит отказываться от очень большого массива информации.

- Вы, как я понял, от этого массива отказываться не хотите? И что станете делать?

- Мы сейчас запустили со студентами большой коллективный проект на тему исследования больших массивов информации, текстовых и ссылочных сетевых данных, а еще готовим 2 учебных курса. Дело в том, что у нас в ВШЭ есть такая инновация – научно-исследовательский семинар. Он идет весь год и объединяет студентов, которые пишут дипломы, курсовые работы или участвуют в проектах у одного преподавателя или небольшой группы преподавателей, двух-трех. Получается такое коллективное обучение: студенты со старших и младших курсов помогают друг другу, вместе собирают данные – в общем, учатся коллективной исследовательской работе. Могут проходить на таких семинарах и мастер-классы каких-то приглашенных звезд. И каждый студент, обучающийся в магистратуре, а со следующего года и на бакалавриате, начиная со 2 курса, должен будет записаться на такой семинар.

У нас для бакалавриата готовится семинар по Интернет-исследованиям. Постараемся помочь им проанализировать свой повседневный опыт и сделать социально значимые выводы. Материалом послужат и онлайн-опросы, и анализ сетей. Будет интересная коллективная работа… Например, там будут студенты, которые недавно объединились с нескольких курсов и сделали исследование мигрантских интернет-сообществ: какие они есть, в каких связях находятся, в каких городах локализованы. Теперь наши студенты хотят уйти в оффлайн и начать в живую общаться с представителями диаспор. Это личная инициатива студентов, а она в ВШЭ всегда поощряется. Студенты на базе этого сделают свои курсовые, но в большей степени это их увлечение…

А еще в этом году у первокурсников прошла практика: они провели исследование Интернет-клубов. Теперь его материалы тоже можно вынести на бакалаврский семинар.

А на магистратуре идет более серьезный семинар - методологический … поскольку магистратура у нас во многом ориентирована на изучение именно методов социологии.

- Какие ближайшие цели Вы ставите перед собой на посту декана?

- Задача №1 здесь – определиться со специализацией магистратуры так, чтобы вывести ее на международный уровень. Чтобы у нас на регулярной основе были международные связи, обмен студентами и преподавателями. Пока в российских магистратурах такого практически нигде нет.

А вторая цель - открытие на факультете социологии аспирантуры. Самое главное, что нам для этого нужно – свои доктора наук. В социологии же их очень мало – в силу молодости самой нашей науки.