• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускать людей, готовых к взрослой жизни

Жанна Кормина о том, чему учат студентов преподаватели кафедры гуманитарных наук и зачем изучать социологию в Эрмитаже

В каждом ВУЗе есть так называемые «межфакультетские» кафедры, на которых обычно преподают дисциплины, почти никак не связанные с основной профессией студента. Самый яркий пример – кафедры физкультуры: студенты приходят туда, чтобы побегать, покидать мячик – и забыть об этом на неделю. Или кафедры иностранных языков: к ним отношение более уважительное, но все же студенты-технари обычно вспоминают про них в последний вечер перед занятием.

Теоретически, кафедра гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге могла бы быть такой же. Однако стала важной, серьезной и почти профилирующей. О том, почему так вышло, рассказывает Жанна Владимировна Кормина, кандидат культурологи, заведующая кафедрой гуманитарных наук


- Да, обычно в негуманитарных вузах кафедры гуманитарных наук бывают межфакультетскими… как кафедра физкультуры… и отношение к ним чаще всего такое же. Но не к нашей кафедре! Нашу открыли внутри факультета социологии, и в этом ее особенность. Мы преподаем и философию, и историю, и русский язык, есть у нас психолог – всех мы отбирали сами. Это тоже наша особенность: кафедра создавалась «с нуля», мы и тогда, и сейчас набираем преподавателей по конкурсу, и у нас есть очень хорошие специалисты – и очень молодые, и, теперь уже, постарше. Если кто-то из них от нас уходит, то уезжает уже куда-нибудь в Принстон…

Мы, можно сказать, инкорпорированы в факультет социологии, примерно половина сотрудников нашей кафедры руководит дипломными и курсовыми работами по социологии. То есть мы включены в нормальную научную жизнь студентов внутри факультета.

- Не означает ли это, что вы сами понемногу становитесь социологами?

- Нет! Конечно, мы стараемся приспособиться к интересам факультета, поэтому у политологов читаем политическую историю России, у социологов – социальную, у нас есть специалисты по каждому из направлений. И все же на кафедре преподается множество других дисциплин. Например, действует недавно открывшийся семинар по истории философии, на который к нам приходят философы из других вузов города. Еще мы преподаем новый курс КСЕ (концепции современного естествознания). Его еще иногда называют «философией науки». Абсолютно всех студентов, независимо от их специализации, интересует наш курс академического письма: мы учим студентов писать в разных письменных жанрах: эссе, рефераты, научные работы… Учим правильным ссылкам, оформлению – в общем, правилам письменного существования в академическом сообществе. Объясняем, что такое плагиат и почему это плохо…

- Сейчас ведь студенты – народ рациональный и без комплексов. Прямо, может быть, и не спросят, но обязательно поинтересуются, кто их учит и имеет ли он на это моральное право…

- Когда мы набираем сотрудников, то всегда смотрим, чтобы они были учеными, а не просто преподавателями. Это очень важно. У нас собраны люди с очень разными интересами, и у каждого сохранены его собственные научные коммуникации, каждый включен в широкое научное сообщество – городское, российское, а нередко и зарубежное. Наш ближайший научный партнер – Европейский университет, его окончили четыре сотрудника нашей кафедры, а еще двое там работали. Еще несколько пришли с философского факультета СПбГУ.

Многие наши преподаватели работают со студентами таким способом, какой сейчас вообще очень редко встретишь: например, преподаватель истории искусств Юлия Иванова проводит занятия в музеях – Эрмитаже, Русском. Очень важно, что самим студентам такие занятия очень нравятся. Они говорят, что сами во многие петербургские музеи, скорее всего, еще долго бы не попали, а тут они их не просто увидели, но и стали там своими.

- А какие новые учебные курсы будут преподаваться с осени 2011 года?

- С сентября лично у меня станет больше часов по социальной антропологии, в том числе по социологии религии. В России социальная антропология преподается редко. На этих семинарах мы будем изучать вопросы православия – в частности, низового, бытового – такого явления, например, как городское паломничество. Как религия адаптируется современными горожанами? Это важный вопрос и для иностранцев, желающих лучше понять нашу страну, и для нас самих. Как ведут себя люди, отошедшие от церкви, но при этом не желающие становиться атеистами? Мы видим, что православие у них может быть очень разным. И мы будем изучать это на вполне академическом уровне. Также студенты будут изучать другие религиозные группы. Будет продолжена работа по исследованию границ – как функционируют границы, как взаимодействуют жители приграничных территорий в государствах-соседях.

В новом учебном году студенты у нас будут писать историю своих семей, включив их в глобальный исторический и общественный процесс. Для этого им нужно будет очень многое узнать, и это, как мне кажется, будет очень полезное упражнение – и лично для самих студентов, и для развития их исследовательских навыков.

- Не станут ли ваши студенты слишком «гуманитариями»?

- Думаю, тоже нет. Мы просто стараемся показать им мир: религиозные и церковные общины, кино, фестивали, музеи, интересных людей. Наша гуманитарная функция в том, что мы учим студентов вырабатывать свой собственный взгляд на вещи и отстаивать его. А еще учим жить и работать честно, «по гамбургскому счету». И стараемся в итоге выпустить из института взрослого человека с культурным опытом, научными знаниями и умением ими пользоваться.