• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Занятия наукой – тренинг на все случаи жизни

Заместитель директора НИУ ВШЭ в Петербурге профессор Даниил Александров оценил научный уровень Вышки чрезвычайно высоко и рекомендует заниматься наукой даже тем студентам, которых академическая карьера не влечет

- О научной деятельности ВШЭ и научных перспективах ее студентов можно говорить долго и в разных аспектах, потому что эта деятельность очень разнообразна по формам и направлениям. Наш ВУЗ занимается всеми направлениями современных общественных наук – юриспруденцией и социологией, менеджментом и политологией, экономикой и психологией. Ведутся работы теоретического и прикладного характера. Все это существует вместе и разными способами переплетается. Часть студентов может найти себе работу в качестве сотрудников прикладных проектов, часть может заниматься академическими исследованиями – либо вместе со своим научным руководителем, либо в рамках какого-то проекта. Инициативы людей в вышке всегда находят какое-то воплощение.

Но я как социолог науки хочу сказать о некоторых механизмах, работающих в ВШЭ, не с точки зрения конкретных правил – например, где взять стипендию, чтобы поехать на международную конференцию - а о том, как вообще работает наука, и почему в ВШЭ она из года в год развивается.

Научная деятельность – это вещь глубоко коллективная и социальная. Образ одинокого ученого, который в уединении размышляет над книгами и рукописями, обманчив. Поймите: перед тем как уединиться, все ученые обычно были студентами и прошли тренинг совместной работы со своими товарищами. И в уединенную лабораторию им надо принести весь научный мир, в котором такой ученый социализован. Этот мир всегда живет в ученом – таково всеобщее правило. Когда ученый читает книги, в его голове звучат не только голоса их авторов, но и голоса его коллег. И успех ученого, в том числе молодого, зависит от того, насколько плотно он встроен в этот мир и усваивает ли он правила этого мира так, чтобы они всегда находятся с ним, внутри него. Так устроены очень многие вещи – например, большой спорт: дети, играющие в футбол во дворе, знают, как живут великие футболисты, даже если никогда не видели их лично. Так же и для молодого ученого очень важно, чтобы его великие коллеги были живыми участниками его дела. Мысленно он играет с ними.

- Даниил Александрович, вы так говорите, как будто все студенты Вышки мечтают стать учеными. Но ведь это, скорее всего, не так…

- К этому я и подхожу. Людям не обязательно на всю жизнь становиться учеными, они вполне могут стать учеными временно. Например, на 2 года, пока будут учиться в магистратуре. И стать ученым временно - это не так плохо, это полезно, даже если через 2 года выпускник института пойдет, например, в бизнес. Полезно для ума и карьеры. Потому что этот навык стратегического мышления, навык коллективной работы останутся с человеком на всю жизнь и пригодятся во всех областях деятельности. Это почти как в спорте: спортсмены, и не только в России, очень часто становятся хорошими бизнесменами и менеджерами. Потому что они натренированы на большую работу и коллективные действия. Готовы достигать результатов и бороться за них.

Та же самая особенность существует в науке. В 90-е годы, да и потом, в молодой промышленной и финансовой элите стали очень заметны люди, которые пришли в бизнес из науки. Что они принесли с собой? Навык коллективной работы и уверенность в том, что все зависит от ума, способностей, энергии и от количества времени, которые они вложат в свою работу. Как в лаборатории: «Я буду паять прибор день и ночь, но он будет лучшим!» Эта тренировка, пройденная в коллективных научных проектах, потом остается с человеком навсегда.

- Да, в прежние времена этому можно было научиться, только распределившись после института в НИИ и набив себе немало шишек…

- Очень хорошо, что в вышке это понято и руководством, и преподавателями. Основная форма включения студентов в научную деятельность – через коллективные проекты, которые специально создаются, для того чтобы несколько преподавателей с несколькими студентами делали какую-то научную работу. И работа в таких проектах учит важнейшим вещам: умению быстро проанализировать материал, делать это вместе, делить ответственность, отвечать за свою долю работы, сдавать отчеты вовремя…

И еще одно очень важное ощущение приходит: «Моя работа зависит от других людей не только из моей лаборатории, но и из других стран мира». Ощущение встроенности в огромную международную сеть. Приведу пример из своей жизни. В 2010 году мы какое-то время делали анкету для изучения качества школ. Важная работа, в России таких анкет еще не было. И, когда мы ее уже придумали, я получил письмо от своей коллеги из Бельгии, в котором она сообщила об их новой работе, которая уже была принята в печать. Я прочитал ее и сразу понял: то, что мы придумали, нужно переделывать, поскольку наш способ, возможно, был неправильным.

При встрече я ей сказал: «Хочу сделать Вам предельный научный комплимент: вы загубили полгода моей работы». Все пришлось делать заново. И это тоже важно – быть готовым к таким событиям. Потому что научный мир не сильно отличается от любого другого: новые бизнесы создаются так же – с учетом мирового опыта и с постоянным использованием взаимных заимствований.

А в научной работе есть масса техник, которые учат технике ума. Нужно найти хороших учителей и учиться у них. Научные знания, может быть, пригодятся не всем, но всем нужны техники работы, которые потом останутся в голове.

- Значит, в идеальном варианте, Вышка должна создавать очень много научных коллективов…

- Да, в ВШЭ, в том числе в петербургском филиале, создается все больше научно-учебных групп и лабораторий, которые должны привлекать студентов работе. Человек попадает в школу, где есть старшие учителя и более опытные студенты. В этих коллективных группах очень важна не только роль руководителя, но и качество студентов, которые там собрались, потому что они учат друг друга. В хороших НУГ люди осваивают предмет намного быстрее, потому что попадают в интенсивную научную среду. Чем выше качество среды и интенсивность коммуникаций в группе, тем больше люди вынесут оттуда.

- А может получиться так, что в самые лучшие группы будет не попасть?

- Нынешним студентам и будущим первокурсникам я хочу сказать: лучшее, что вы можете сделать осенью - это поскорее определиться, в каком проекте, в какой лаборатории, в какой уже существующей научной группе вы хотите участвовать. Главное – не оставаться в одиночестве. И ВШЭ всячески старается создавать новые группы. Между преподавателями объявлен конкурс на формирование таких групп. Они могут подать заявки и даже получить небольшие деньги для организации совместной работы – на покупку литературы, на сбор и анализ каких-то данных, на какие-то поездки... Эти деньги позволят сформироваться группе. Только сразу хочу объяснить: это не фонд оплаты труда! Суммы невелики, потому что мы хотим поддержать побольше групп в самых разных направлениях. Группы создаются на год, и за год даже при этих малых средствах можно продемонстрировать, что люди умеют и на какую коллективную деятельность они способны. И тогда они смогут претендовать на какой-то новый уровень отношений, новый уровень финансирования. Видимо, не все группы через год получат право на формирование нового большого проекта.

Впрочем, верхом успеха группы, на мой взгляд, явится даже не это. А то, чтобы людям было интересно работать вместе. И чтобы у них что-то получилось.