• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ислам отступает?

15 декабря в НИУ ВШЭ в Петербурге с публичными лекциями выступили проректор по международному сотрудничеству Мичиганского университета, исследователь арабского Востока Марк Тесслер и политолог, профессор Кеннет Коллман из Мичиганского университета

Известные ученые приехали в Петербург по приглашению Лаборатории сравнительных социальных исследований. Мичиганские профессора впервые представляли результаты своих исследований в России, и их первыми слушателями стали студенты и преподаватели Питерской Вышки.

Марк Тесслер исследует арабский мир, он автор регулярных исследований «Арабский барометр», проводимых по аналогии с «Евро-барометром», одним из основателей которого был Рональд Инглхарт, научный руководитель ЛССИ.

Одним из ключевых вопросов этого исследования было «Желательна ли демократия в вашей стране как политическая система?». От 80 до 85% процентов населения арабских стран отвечают положительно. Другое дело, что они понимают под демократией, и также, насколько, как они считают, ислам совместим с демократией. Собственно этой совместимости и был посвящен доклад Марка Тесслера.

Он сравнил полученные им данные в 2006 и 2011 годах. Оказалось, что за исключением небольшой группы принципиальных противников демократии, апологеты этой политической системы делятся на две примерно равные части: тех, кто приветствует и демократию и шариат, полагая, что они вполне могут сосуществовать, и тех, кто за демократию «в чистом виде». И если в 2006 году сторонников просто демократии и демократии «с примесью» было 50 на 50, то в 2011 году желающих совмещать обе системы в управлении страной было уже 40%. По мнению профессора Эдуарда Понарина, заведующего лабораторией сравнительных исследований: «Какое-то движение отлива исламской волны зафиксировано. Объективно, 10% за 5 лет – это существенный сдвиг». Когда оцениваешь арабский мир по репортажам в газетах, может показаться, что ислам наступает, в то время, как судя по исследованиям мичиганского социолога, он, напротив, теряет свои позиции.

Дальше, он исследует сторонников этих двух идей. И показывает три важные переменные, которые их различают, и первая из них – насколько положительно или отрицательно эти люди оценивают свое правительство. Если положительно, а правительство исламистское, то их предпочтения будут склоняться в сторону сильной роли религии, если отрицательно, то к светскому типу демократии. В то же время, при светском правительстве отрицательная оценка его деятельности будет влиять на симпатии к шариату, а положительная оценка на секуляризацию политической системы в стране.

Вторая важная переменная – ценностная ориентация и, особенно, мнение о роли женщины в обществе. Если люди считают, что женщины должны обладать равными правами, то они чаще всего являются сторонниками светского общества, если их взгляды более традиционны, то они, скорее всего, предпочтут комбинацию из демократии и шариата. И, наконец, образование. Человек с хорошим образованием поддерживает секулярную демократию.

Таким образом, - интерпретирует социолог разность доли сторонников секулярной демократии в 2006 и 2011 годах, - можно сделать вывод, что в арабских странах растет образовательный уровень населения, меняются ценности, все больше людей соглашается с тем, что «женщина – тоже человек», наделенный какими-то правами. И, может быть, исламские режимы не столь успешны, и они хуже оцениваются населением арабских стран, чем светские.

Доклад Кеннета Коллмана был в большей степени методологическим. Политолог показал результаты исследования мусульманских диаспор в Лондоне, Мадриде и Берлине, причем, в Мадриде в 2004 и 2010 годах. Один из выводов исследования, если марокканец в Мадриде говорит, что религия играет значительную роль в его жизни, то это будет коррелировать с тем, что в своей новой стране обитании они себя не чувствуют как дома. И в то же время, участие в религиозных обрядах никак на это не влияет. «Этот вывод подтверждает умозаключения сотрудницы ЛССИ Елены Пруцковой, - рассказал Эдуард Понарин, - которая утверждает, что умеренная религиозность предполагает большую толерантность у человека, чем сильная вера или отсутствие таковой в принципе. Можно предположить, что люди молящиеся, но при этом не сильно проникающиеся всеми аспектами веры,являются более пластичными и им легче адаптироваться в новой среде, при этом не разрывая связей со своей общиной».

Кстати, в 2010 году больший процент марокканцев ответили утвердительно на вопрос – чувствуете ли вы себя в Мадриде как дома? – и больший процент из них трудоустроен. При том, что общий процент безработных в Испании за это время только вырос.

Исследования Кеннета Коллмана и Марка Теслера показывают, что модернизационные процессы в мусульманских обществах оказываются сильнее, чем исламский радикализм, как в арабских странах, так и в мусульманских диаспорах.