Экономика впечатлений: измерить алгеброй гармонию послевкусия
На декабрьском Ученом совете НИУ ВШЭ было принято решение об открытии в Москве и Санкт-Петербурге магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
Об особенностях новой программы, почему она открыта одновременно в двух кампусах и почему выпускники программы будут востребованы на рынке труда мы попросили рассказать руководителя питерской части программы Валерия Эрнстовича Гордина
- Валерий Эрнстович, программа очень долго разрабатывалась и обсуждалась. Что было этому причиной?
- Вы правы. Полтора года назад мы с московскими коллегами начали работу над этой программой. Срок очень солидный. Но и задача перед нами стояла уникальная по сложности: мы стали первой в Вышке магистерской программой, параллельно читаемой в двух кампусах. Это потребовало больших организационных усилий и множества согласований. Но теперь мы имеем уникальную программу, в которой будут работать одновременно московские и питерские преподаватели.
- Что еще интересного несет в себе эта магистерская программа?
- С одной стороны, это первая в Вышке программа по управлению сферой гостеприимства и туризмом. С другой, в основу данной программы положена набирающая популярность концепция экономики впечатлений. Область применения этой концепции весьма широка, но именно в туризме и гостеприимстве проявляются все ее методологические и инструментальные преимущества. Экономика впечатлений подразумевает нацеленность на создание у потребителя приятных воспоминаний об услуге или товаре, то, о чем французы говорят, что в вине важнее не вкус, а послевкусие. Вот это «послевкусие» туристских поездок мы и будем исследовать и учить студентов, как его создавать.
- Кого вы ждете на вашу программу? Нарисуйте портрет потенциального абитуриента.
- Мы видим три основные группы будущих абитуриентов. Во-первых, это выпускники Вышки по таким направлениям как менеджмент, ГМУ, экономика и социология. Во-вторых, выпускники вузов туристской направленности. В-третьих, выпускники гуманитарных, прежде всего, творческих и языковых вузов. Что касается портрета, то я скажу, что это должен быть выпускник, владеющий глубокими менеджериальными знаниями, разбирающийся в отраслевой специфике и имеющий языковые знания на уровне хороших международных сертификатов. Мы отдаем себе отчет, что нам будет нелегко найти таких абитуриентов, поэтому мы включили в учебные планы так называемые адаптационные курсы, которые помогут студентам ликвидировать некоторые лакуны в знаниях. Но эти курсы – отнюдь не панацея, если нет глубоких базовых знаний.
- А каковы основные учебные курсы по программе?
- Все курсы нашей программы можно разделить на 3 блока. Первый - экономико-менеджериальный. В него входят такие дисциплины как «Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнеса в постиндустриальной экономике», «Управление организациями сферы услуг», «Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Второй – инструментальный. Здесь студенты будут изучать «Экономическую и социальную статистику и статистический анализ данных» и «Статистический анализ в сфере туризма». Третий блок – отраслевой. Объектом изучения здесь будут «Менеджмент культурного туризма», «Менеджмент событийного туризма», «Инновации в индустрии впечатлений». Как видите, спектр предметов весьма широк, причем у студентов по вышкинским традициям будет большое количество дисциплин по выбору.
- В такой сфере как туризм важны международные контакты, изучение международного опыта. Как обстоят дела на программе с этим направлением работы?
- Безусловно, мы осознаем необходимость интернационализации программы. В качестве ключевых партнеров у нас выступают Болонский университет (Италия) и Университет Аалто (Финляндия). Кроме того, у нас существует договоренность с несколькими финскими организациями, проводящими различные фестивали, ориентированные, в том числе, и на туристов, о прохождении в них практики нашими студентами.
- А где предполагается трудоустройство выпускников программы?
- Хочу подчеркнуть, что уровень знаний и навыков даст им возможность работать на уровне управляющих и сетевых организаций в гостиничном и туристском бизнесе, в территориальных органах управления туризмом, в оргкомитетах крупных спортивных событий и фестивалей.
- Как будут проходить вступительные испытания?
- Это будет конкурс портфолио, где будет оцениваться уровень университетской подготовки, научной активности и знание английского языка.
- Что бы Вы хотели пожелать будущим абитуриентам программы?
- Наше кредо: «На нашей магистерской программе любители туризма становятся профессионалами». Удачи и упорства. До встречи на Зимнем фестивале науки!