• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От политической аналитики к политическому менеджменту

Профессор Григорий Львович Тульчинский, ставший руководителем новой специализации магистерской программы по направлению «Политология» рассказывает о том, почему специализацию открыли именно сейчас, отчего магистерская программа поменяла название, и актуальны ли на современном политическом рынке вожди

- Как родилась идея специализации?


- Когда открывали бакалавриат, а через несколько лет – магистерскую программу «Политические институты и инновации», то ориентировались в первую очередь на подготовку политологов-аналитиков, которые могли бы работать экспертами. Нам было интересно этим заниматься, проблем с набором в этом году не было. Единственная заминка состояла в том, что поле деятельности для политолога в Питере не слишком большое, одного Центра стратегических разработок для трудоустройства мало.

И еще, сама тема – политические институты и политические инновации давала пищу для осмысливания дополнительных перспектив. Одно дело выявлять особенности политической жизни разных обществ, но рано или поздно возникает необходимость конкретного руководства проектами, программами, организациями. Поэтому давно вызревала идея дополнения – то ли кафедры, то ли специализации, то ли магистерской программы. Необходим был некий учебный комплекс дисциплин, связанный с реальным управлением общественными организациями, партиями, некоммерческими организациями, руководством проектами, которые реализуют социальное партнерство, организации медиаторской функции между властью и обществом.


То есть мы изначально выстраивали три линейки: политический анализ, организация и управление политическими проектами и политическая коммуникация. Так что мы рассчитываем , что следующим шагом нашего развития станет открытие специализации, связанной с политическими коммуникациями: медиа, интернет, традиционные СМИ, политическая журналистика.

Открытие специализации по управлению политическими проектами был ускорен сотрудничеством с факультетом менеджмента. При нашем участии им удалось привлечь из Высшей школы менеджмента Эдуарда Владимировича Новаторова, получившего PhD по маркетингу в Техасском университете. Вот с ним мы и задумали организацию магистерской программы «Менеджмент в публичной политике». Предложение получило поддержку на Ученом совете, но когда заявка дошла до Москвы, там возникла вполне разумная идея, чтобы не ввязываться в долгую историю с лицензированием, аккредитацией, отчетностью, нам предложили открыть в рамках существующей магистерской программы специализацию. И нужно сказать, что это вполне вписывается в концепцию развития магистерских программ в Высшей школе экономики. Мы решили изменить название нашей МП на «Политика и управление», и теперь она включает две специализации, одна из которых сохранила прежнее название магистерской программы – «Политические институты и политические инновации», а другая будет называться «Менеджмент в публичной политике».

- Каким будет содержание специализации в плане учебных дисциплин?

- Даже в рамках специализации мы будем продолжать намеченные три линии. Во-первых, мы дадим весь объем знаний по политическому анализу, аналитика нужна всем. Расскажем о публичной политике, как она реализуется, о политических институтах, и еще несколько векторов: управление проектом, управление организацией в сфере публичной политики, маркетинг политической деятельности, маркетинг НКО, и, конечно, коммуникации, весь спектр, начиная от политической журналистики, заканчивая социальной рекламой, PR и политическим брендингом.

- Планируете ли Вы привлечь к преподаванию в рамках специализации и московских коллег?

- Такие задумки есть, по крайней мере, касательно политического маркетинга. Потом в отношении политических коммуникаций есть схожие идеи. Мы собираемся развиваться и участие московских коллег в этом немаловажно. Есть некоторые мысли и по поводу совместного преподавания с зарубежными коллегами. Говорить конкретно о чем-то пока рано, но первые шаги, первые договоренности сделаны, контакты установлены.

- В ходе нашей беседы Вы коснулись темы социальных сетей и необходимости с ними работать, планируете обучить ребят как «постить» в Контакте?


- В принципе, у нас на кафедре эта тема давно заявлена, есть преподаватели, которые ориентируются в теме: это коллеги Кузнецова, Гаврилова, Костюшев и, отчасти, я. Есть договоренности с журналистами, в том числе специалистами по новым электронным медиа. В общем, мы к этому готовы. Целый ряд конференций, которые прошли в последнее время, обсуждения, которые мы сами проводили, показывают, что к этому есть интерес. И последние события это подтверждают.

Ситуация, сложившаяся в результате междувыборных событий, показала необходимость в специалистах по проведению и организации акций в сфере публичной политики. То, что мы сейчас наблюдаем, это форма гражданского давления, гражданского напряжения, это не борьба за власть, а борьба за то, чтобы власть перевести в правовое поле. Это гражданское давление рано или поздно перетечет в политическую активность и сеть в этом плане дает огромные возможности. Ситуацию, которую мы сейчас проживаем, социологи диагностировали сразу, заметив, что впервые властная вертикаль уперлась в общественную горизонталь, и не знает, что с этим делать.

- Я часто читаю, что сейчас людям вожди не нужны, а нужен кто-то, кто оформит заявку на митинг, организует звук, сцену и т.д.

- Так это как раз и есть вопросы политического менеджмента: как организовать финансирование политической деятельности, как обеспечить организацию специальных событий, информационное освещение. Это все вопросы не административного руководства, а менеджмента политическими проектами.