• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Кудрин о бюджетном маневре, пенсионном возрасте и троечниках

На очередной встрече проекта «Весенний диалог» студенты четырех кампусов НИУ ВШЭ встретились с Алексеем Кудриным, нынешним главой Комитета гражданских инициатив и бывшим министром финансов. Пост министра финансов гость Вышки занимал на протяжении 11 лет, что является рекордом в истории новой России

Диалоги студентов и политиков в рамках проекта организованы следующим образом: пришедшему политику выделяется 10-15 минут высказаться по теме собрания, после этого в порядке очереди студенты кампусов начинают задавать вопросы. Вопросы могут быть самыми разными, даже нелицеприятными, гость при этом обязан отвечать честно и прямо, для этого у него забирают галстук в надежде, что вместе с галстуком тот «снимет» с себя и лишний официоз.

Кроме Алексея Кудрина в качестве экспертов приняли участие Ярослав Иванович Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ и Лев Ильич Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ. Свое выступление Алексей Кудрин начал с определения «Стратегии 2020», назвав ее коллективным трудом ученых и экспертов о том, что же нужно сделать, чтобы российская экономика стала конкурентоспособной. Когда-то заказчиком Стратегии был сам Кудрин, зато теперь, когда он лишился своей должности, финансист может высказаться о ее механизмах как независимая сторона. «Это уникальный документ, - похвалил Кудрин Стратегию, - это предложения правительству как решить ключевые проблемы». Алексей Кудрин сделал короткий обзор экономического роста страны в тучные «нулевые», напомнил, что средний ежегодный показатель ВВП в те годы составил 7%, а в период 2009-2011 годов эта цифра снизилась до 1,2-1,5%, «с учетом того, что в первое время кризиса мы получили глубокий провал». И поскольку старые механизмы роста экономики себя уже изжили, то, как теперь выйти на новую модель роста?


Стремительный рост цен на нефть вызвал расширение спроса, на основе которого рос и отечественный бизнес. В западной экономике для того, чтобы расти, компании должны были зарекомендовать себя, работать над производительностью труда, снижать издержки, себестоимость товара и, соответственно, его цену. У наших компаний такого стимула не было. Да и как он мог появиться, если с 1992 по 1999 вся наша российская экономика от продажи нефти и газа получила около 200 млрд рублей, а с 2000 по 2011 – 2 триллиона рублей. Куда пошли эти деньги? – задал Алексей Кудрин студентам риторический вопрос.

Все это время шло укрепление рубля, что само по себе являлось причиной увеличения экспорта в страну. Спрос переключился на импортные товары. Но эти каналы – нефть, газ, - оказались не слишком эффективными с точки зрения проведения модернизации в стране. Время быстрого расширения спроса закончилось, настала пора выходить на международный рынок, встраиваться в глобальные торговые отношения, в результате кто-то победит, а кто-то, напротив, проиграет. Но для реализации этих планов необходимы четкие правила торговли, прогнозируемо-умеренные правила администрирования и т.п.


После этого бывший министр финансов переключился на свою любимую тему – бюджетный маневр. Похвалив авторов «Стратегии 2020» за смелое предложение ограничить в средствах оборонку и отечественные предприятия, которые в последнее время пристрастились к льготам и субсидиям, известный сторонник экономии назвал увеличение расходов, прописанное в Стратегии, спорной позицией. «Моя позиция – «минус четыре, плюс два, - завершил первую часть своего выступления финансист и политик парафразом предложенного учеными бюджетного маневра «Плюс четыре, минус два».

В выступление включился Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ и один из руководителей авторского коллектива, работавшего над «Стратегией 2020», который прокомментировал это предложение. Он рассказал, что возможности реформ без привлечения ресурсов уже исчерпаны, остались дорогие реформы: «Можно сколько угодно менять организационные схемы, но если учитель не получает адекватной зарплаты, ситуация с образованием не изменится. В 90-е годы многие хорошие учителя ушли из сферы образования, а те, кто остался, вынуждены были подрабатывать на нескольких подработках вместо того, чтобы качественно готовиться к занятиям». Формула «+4-2» была предложена оттого, что это временное, до 2020 года, разбалансирование экономики позволит возместить расходы на необходимые реформы.

Ярослав Кузьминов рассказал, что были проведены самые серьезные социальные обследования, и выяснилось, что общество не готово к серьезным переменам, население несогласно с тем, чтобы вкладываться в свое здоровье, проходить вовремя диспансеризацию и бегать по утрам. Оно хочет бесплатной медицины для всех больных – ответственно или безответственно относящихся к своему здоровью, и бесплатного образования для всех выпускников школы – как для троечников, так и для отличников. И даже средний класс, который, казалось бы, уже готов доплачивать за качественные медицинские и образовательные услуги, не хочет повышения акцизов на бензин, несмотря на то, что эти деньги могли бы быть направлены на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Затраты на стипендии и обучение троечников составляют около 10 миллиардов, что по мнению финансиста Кудрина не сопоставимо, например, с 1% ВВП (около 550 млрд рублей). А если бы начали повышать пенсионный возраст, то уже через 10 лет экономия бюджета составила бы около 2%. Только один рост дефицита пенсионного фонда в год равен 150 млрд рублей, не говоря уже о сумме пенсионных выплат, и этот дефицит съедает наши возможности образования и развития. Алексей Кудрин вдруг решил убедить студентов НИУ ВШЭ, что пенсионная реформа – популярная реформа, потому что она, во-первых, не касается тех пенсионеров, которые уже на пенсии, а во-вторых, все, кто моложе, уже давно не рассчитывают исключительно на пенсию – у них есть сбережения, акции или недвижимость. «Увеличение пенсионного возраста, -убежден глава Комитета гражданских инициатив,- создаст основу для будущего благополучия, в том числе и самих пенсионеров».

В заключительном аккорде Алексей Кудрин решил остановиться на льготах и субсидиях отечественных предприятий. Отметив, что 4% бюджета уходит только на льготы по налогам, и еще 6% - на субсидирование. «Правильно ли тратятся эти деньги?» - выразил свое сомнение гость «Весеннего диалога».

По окончанию выступления посыпались вопросы от студентов. Приоритет был у тех, кто прислал свои вопросы на почту, или оставил их в группе Контакта, посвященной мероприятию. Из студентов Питерского кампуса задать вопрос удалось двум магистрантам. Дмитрия Сергеева, студента 2 курса «Финансовый менеджмент» интересовало, нужно ли нам развивать фондовый рынок, коль уж он стал причиной кризиса в развитых странах. Алексей Кудрин согласился с тем, что фондовый рынок у нас не развит, но не согласился с тем, что российская экономика пострадала меньше западных экономик – пострадала, только по другим причинам.

Филипп Ванян, политолог с первого курса магистратуры, спросил, почему бы нам не перенести финансовую нагрузку подготовки медицинских кадров на корпорации. В ответ Алексей Кудрин вспомнил анекдот из своей министерской жизни. Виктор Алексеевич Зубков, как глава совета директоров «Газпрома» распоряжался финансами корпорации, и на просьбы министра финансов увеличить отчисления отвечал отказом. А через некоторое время пришел к Кудрину уже как зампред, отвечающий за агропромышленный комплекс, просить денег на субсидии сельскому хозяйству. Тогда министр финансов предложил Виктору Алексеевичу замкнуть сельское хозяйство на нем, другими словами, пусть Зубков выделяет средства как глава «Газпрома» и сам же тратит их как заместитель Председателя Правительства РФ.

К концу встречи оказалось, что многие студенты хотели бы задать свои вопросы, но диалог завершился. Поэтому мы призываем всех следить на сайте за датой следующих встреч «Весенних диалогов» и вопросы готовить заранее, тогда гарантированно их можно будет задать. Вступайте в постоянную группу мероприятия в Контакте, где вы сможете оставить свой вопрос, найти ссылки на все мероприятия и документы «Весеннего диалога».

Отчет пермского кампуса о встрече в рамках проекта "Весенний диалог"/ Видео встречи